Поддержать

Итоги летнего лагеря 2016

 
 

2222.png


«А вода этого озера творит настоящие чудеса. Она может исцелить любую твою болезнь или исполнить желание…» Марина Козлова


Ежегодно в течение последних 16 лет Летний театральный лагерь Интегрированного театра-студии «Круг II» проходит в Пансионате с лечением «Чайка» на Рубском озере, расположенном в Тейковском районе Ивановской области.  Выбор места определяется прекрасным природным окружением и хорошим человеческим расположением персонала пансионата, что немаловажно для детей с особенностями развития. Кроме того, пансионат бесплатно предоставляет помещения для занятий.  

222.jpg

 «На озере есть очень необычный островок. Это поплавок, который летает по воздуху или плывет по воде. Он – место для влюбленных пар. Чтобы он полетел, его облетают феи и посыпают его своей волшебной пыльцой…» Марина Козлова

В этом году в лагере приняли участие 78 человек, из них: 4 стажера (из Балашихи, Красноярска, Уфы); 17 родителей; 42 подростка, молодых человека и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), 4 волонтера, 11 специалистов.
Доброжелательные отношения участников, множество творческих занятий: театральные тренинги и репетиции, танцы, литературные произведения людей с особенностями развития, сказки, музыка, живопись, керамика, столярное дело – на фоне постоянно меняющих свой облик неба и озера, – все это пронизывало участников лагеря и тех, кто находился в его орбите: отдыхающих, персонал пансионата, детей Ивановской области, находившихся в детском лагере, – и создавало уникальную атмосферу доверия и творчества. 

1111.jpg

Концепция

Лагерь Интегрированного театра-студии «Круг II» всегда ставит перед собой разнообразные социальные и творческие задачи. Он дает возможность человеку с особенностями развития непосредственное ежедневное переживание социальной инклюзии, заключающееся в творческой деятельности, общении и совместном отдыхе в разновозрастном коллективе. Одной из основных задач лагеря является создание полноценного социума, в котором каждый человек, а прежде всего, человек с особенностями развития, является активным, деятельным и ответственным членом. 
Лагерь позволяет каждому посмотреть на свои проблемы глазами других, что открывает новые жизненные перспективы. Лагерь всегда дает новый творческий импульс каждому участнику и коллективу в целом. Кроме того, он является школой общения и освоения социально-бытовых навыков. Многие студийцы ездят в него без своих родителей, так как научаются быть самостоятельными.

444444.jpg

«Если посмотреть вдаль, то ты увидишь лес, но он не простой, он волшебный. В нем живут лесные добрые духи, которые оберегают и хранят тайну этого места, и они не подпускают к себе непосвященных. Их можно увидеть только ночью при полной луне и, если ты только находишься абсолютно один. И ты можешь увидеть на ряби лунной, как на лунном свете они танцуют…» Марина Козлова


Деятельность в лагере


Каждый день лагеря имеет свое четкое расписание, в котором чередуются различные занятия, подбираемые коллективом специалистов индивидуально каждому участнику и состоящие из: подготовки новых творческих проектов, активного отдыха и полноценного общения в разных формах совместной деятельности, в том числе в народных и спортивных играх, совместном просмотре кинофильмов, прогулках.  

222222.jpg

4444.jpg


В летнем лагере 2016 года каждое утро проходили занятия утренней гимнастикой на свежем воздухе. Для каждой группы участников лагеря была разработана своя программа упражнений. В основу разминки старшей группы была положена йога и стрейтчинг, средней – стрейтчинг и суставная гимнастика, младшей – легкая атлетика и народные игры и танцы, родительской – тай-чи.    
Сценическое движение и речь, актерское мастерство, пластическая импровизация составляют основу занятий в театре-студии. Занятия способствуют телесному и творческому развитию ребят. На тренингах зарождаются новые спектакли, концерты, номера.

2.jpg

 
Занятия по музыкальному и ритмическому развитию в лагере для всех групп обязательны. Музыкальная, ритмическая и вокальная импровизация – возможность для участников устанавливать контакт не вербально. Занятия способствуют повышению концентрации, учат взаимодействию. Импровизация дает возможность для составления полноценного музыкального номера. 

LS2016_Aug.27 013.jpg


«У нас жила очень необычная бабочка-бражник, но это вовсе не так. Это ночной сон, который залетает в твою спальню и приносит красивые добрые сны…» Марина Козлова

Занятия в мастерских выполняют функции эстетического воспитания, гармонизации личности, релаксационную и общественно-созидательные функции. Ребята работали с бумагой, текстилем, картоном, глиной, деревом.

11111.jpg

   
В этом году в лагере проходили занятия рисования акварелью по мокрому листу. Из окрашенных цветных листов ребята изготовили фигурки оригами – птиц и корабли.  В керамической и столярной мастерских были сделаны глиняные и деревянные дома. Родители сшили тряпичных кукол. Все эти результаты творческой работы были представлены на перформансе в финале лагере

3333333.jpg

3333.jpg

«А на облаках живут Амуры и Пикси. И они пристально за тобой наблюдают, где ты идешь или с кем, и иногда к тебе подлетают в виде ветра и что-то шепчут тебе на ухо…» Марина Козлова


Каждый вечер в лагере проходили досуговые мероприятия: вечерний фольклор, спортивные игры и просмотр фильмов. Фольклор и спортивные игры способствуют развитию коммуникативных навыков всех участников лагеря. Просмотр фильмов проводится для всех участников лагеря, повышает их общий культурный уровень и создает общее культурное пространство. Для этого специально отбираются фильмы, которые, с одной стороны, будут понятны всем участникам, не зависимо от уровня развития, с другой стороны, имеющие высокий художественный уровень, с третьей – перекликающиеся с творческими задачами лагеря. 

3.jpg

Мы всегда стараемся расширять возможности участников театра-студии. С этой целью мы приглашаем различных профессионалов для проведения циклов специализированных занятий. В каждом лагере в связи с конкретными творческими задачами и конкретными специалистами, приглашенными помимо основной творческой команды, складывается уникальная, характерная только для данного лагеря творческая атмосфера. В этом году благодаря финансовой поддержке Международного грантового конкурса под эгидой Православной церкви «Православная инициатива», в сотрудничестве с Всероссийским обществом инвалидов и Региональной общественной организацией содействия взаимопониманию между народами «Ротари Клуб Москва» (Humboldt Rotary Club Moskau) были приглашены специалисты: питерский музыкант Алексей Плюснин, актриса «Театра DOC» Наргис Абдуллаева, хореограф Татьяна Коновалова, психотерапевт Анна Ключникова. 

33 (2).jpg

44444444.jpg

 
«Есть у нас один таинственный гость, который пугает всех… Этот дух залезает в твою комнату и ворует тебя из твоей кровати и уносит на поплавок… Это ночной кошмар. Его можно разогнать только хорошей красивой песней…» Марина Козлова


По условию гранта «Православная инициатива» в лагерь приехал духовник лагеря священник церкви Успения (в Газетном переулке в Москве) отец Олег Батов со своей супругой Марией. Отец Олег и Мария включились в полную жизнь лагеря от молитвы, до хоровода. 
Вот некоторые впечатления Марии Батовой от времени, проведенном в лагере: «Сколько там прекрасных особых людей. Всякий раз ждешь общения с ними как приключения, открытия, и это очень интересно, что откроется на этот раз. В полной тишине, оторванности от мира и новостей, на берегу тишайшего озера играть с ними в мяч – и есть только мяч и только эти большие дети, хохочущие, бегающие по пляжу, вопли: "Кидай!!!!! Лови!!!! Сейчас я тебе покажу!!!!!" Священник в подряснике и с крестом вместе со всеми играет в мяч, резвится. 
Совершенно необыкновенное место, и такие люди, с которыми можно совершенно успокоиться и просто быть собой, как и они. А когда к тебе подходит особая девушка, смотрит на тебя так, словно ты самый драгоценный человек и говорит: "Мария, я вас так люблю, так люблю, я буду о вас молиться!" - это же ясно, что человек смотрит на тебя так же, как и ты на него: глазами любви. Поэтому и ты можешь искренне сказать: "И я тебя тоже люблю, и буду за тебя молиться!" Это не просто общение, а глоток настоящего воздуха, которым хочется дышать снова. И этот закат на озере… Жаль, что пришлось рано уехать!»
Для лагеря появление в самом его начале о. Олега и Марии было очень важным, так как все участники почувствовали их духовную и человеческую поддержку и настроились на серьезную работу.

44.jpg

 По традиции в предпоследний день лагеря состоялась экскурсия в г. Суздаль с посещением исторических достопримечательностей города. В финале лагеря участники студии подводили личные творческие итоги лагеря и планировали дальнейшие совместные действия. 

4.jpg


 

Родители

В лагере традиционно была выстроена программа развития и деятельности для родителей. Они ежедневно занимались в «Школе родительского мастерства» (далее – ШРМ), в творческих мастерских, занимались театральными и музыкальными тренингами. На занятиях ШРМ родители прикоснулись к решению таких глубинных задач, как «принятие себя» - внутреннее спокойствие, душевная стабильность, любовь к себе и своему ребенку. На основе игровой и театральной педагогики они сделали первые шаги в направлении раскрытия собственных творческих потребностей и возможностей. Родители учились быть честными с самими собой, чувствовать и быть ответственными за свои чувства, жить в равновесии с миром, принимать себя и своего ребенка, раскрывать в ребенке внутренние силы, помогающие ему входить в социум и постигать мир. Кроме того, часть родителей имели возможность получить индивидуальные консультации относительно своего ребенка.      

111.jpg

«На втором этаже висит очень необычная картина, которая оживает и на ней растут фрукты. Стоит протянуть руку, как они к тебе падают, и ты даже можешь проникнуть через нее в очень красивый сад и там погулять…» Марина Козлова                  

                       
Все родители говорили о важности позитивной занятости во время лагеря.  Они отмечали, что в лагере сложилась атмосфера приятия и доверия, которую они никогда прежде не переживали.  Лагерь позволил им посмотреть на свои проблемы и проблемы своих детей доброжелательными глазами других людей, что приоткрыло новые жизненные перспективы. В частности, результатом работы стали юмористические номера, позволившие участникам с улыбкой посмотреть на свою самоидентификацию, а, значит, начать путь внутреннего изменения ее.
Всего было проведено 24 занятия ШРМ первой и второй ступеней обучения, 8 занятий «Театральное мастерство», 6 занятий по рисованию и керамике в творческих мастерских, 6 занятий музыкой. Все родители и стажеры ежедневно участвовали в утренней разминке. Было отведено время для самостоятельных репетиций. Подводя итоги, родители озвучили идею о возможности автономного существования (проживания и трудовой деятельности) их ребенка. Причем, эта идея созрела или начала зреть, по крайней мере в такой форме, именно в лагере.  

333333333.jpg

Стажеры


В этом году в лагере проходили обучение стажеры из Красноярской региональной общественной организации родителей по защите прав детей с ограниченными возможностями "Открытые сердца" (Красноярск), региональной общественной организации родителей детей с инвалидностью «СоДействие» (Уфа), ГКУСО МО Балашихинский реабилитационный центр «Росинка» (Балашиха, Московская обл.).
Для стажеров в театральном лагере была организована специальная обучающая программа:
1. Ежедневные двухчасовые занятия авторской программы А.Б. Афонина "Школа родительского мастерства" (1 и 2 ступени) совместно с группой родителей. На занятиях обсуждались, в частности, следующие темы: самоидентификация и самопомощь родственников людей с особенностями развития, нахождение внутренних ресурсов родителей; влияние социального окружения на формирование вторичной патологии у людей с особенностями развития; различие самоощущения родителя и его ребенка – проблематика со-зависимости и нахождение выхода; позитивное прогнозирование жизненного пути родителя и, как следствие, его ребенка и др. 
2. В малых группах совместно с родителями стажеры участвовали в постановке 6 мини-спектаклей по текстам людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями. Данная работа позволила стажерам ознакомиться с театральным методом режиссера Андрея Афонина, который позволяет достигать творческих результатов даже в группе непрофессиональных участников, в данном случае – родителей и стажеров, и привлекать в качестве драматургического материала тексты людей с особенностями развития, что позволяет погрузиться в мир «особого» человека и лучше понять его.
3. Стажеры регулярно занимались вместе с родителями профессиональными театральными тренингами со вторым режиссером театра-студии Яной Савченко. 

4. Стажеры познакомились с различными видами работы: психотерапевтические занятия с использованием авторской песочной терапии Елены Осиповой; терапевтические, развивающие ритмические занятия; музыкальная импровизация; танец; музыка; клоунада; актерское мастерство; телесные разминки, подвижные и фольклорные игры; занятия в творческих мастерских. 
5. Стажеры имели общий уклад жизни с ребятами, и жили вместе в номерах с родителями ребят с ОВЗ, что позволило им погрузиться в полноте в мир семьи человека с особенностями развития и увидеть реальные изменения и в ребятах, и в родителях в процессе насыщенной и четко структурированной жизни лагеря. 
В течение лагеря стажеры получили огромный опыт совместной жизни и творчества с людьми с особенностями развития, где последние – не инвалиды, а творческие и ответственные люди. 

4444444444.jpg

В финале лагеря стажеры получили сертификат о прохождении стажировки. 

22222.jpg


 

Круглый стол "Организация доступной среды и развитие людей с ментальной инвалидностью"


27 августа по приглашению РО МОО "Равные возможности" (Москва) представители семи профильных региональных организаций Ивановской и Ярославской областей собрались на встречу в лагере: РОО "Лицом к миру" (Ярославль), РОО "Солнечный круг" (Иваново), БФ "Повышенная потребность" (Иваново), Клуб инвалидов "Грани" и АНО "Центр помощи людям с аутизмом"(Иваново), Клуб родителей детей-инвалидов "Мы просто другие" (Кинешма). В работе круглого стола также приняли участие специалисты РООДИ "Содействие" (Уфа) и КРООР "Открытые сердца" (Красноярск), проходившие стажировку в лагере. В мероприятии приняла участие Коровина Марина Алексеевна, начальник Управления социальной защиты населения (далее - СЗН) г. Тейково.
Круглый стол начался с выступления исполнительного директора РО МОО «Равные возможности» Ирины Осиповой «О проблемах взрослых людей с ментальной инвалидностью и подходах к их решению» и председателя РО МОО «Равные возможности» Афонина А.Б. «О принципах работы Интегрированного театра-студии «Круг II». Также на встрече были прослушаны доклады представителей об организации социальной работы в регионах, особенностях программ и проблемах сегодняшнего дня. Были обсуждены вопросы коммуникации, взаимодействия организаций, передачи опыта и проведения совместных мероприятий. В свободном обсуждении также приняли участие представители родительских сообществ из Москвы, Ярославля и Кинешмы. Руководитель СЗН г.Тейково Коровина М. А. особенно отметила важность воспитательной работы с родителями и выразила готовность информировать территориальные управления СЗН Ивановской области и семьи г.Тейково о существующих программах и возможном взаимодействии с РО МОО "Равные возможности" в будущем. В рамках круглого стола гости смогли увидеть выступления Особого театра "Прикосновение" из Ярославля и Интегрированного театра-студии «Круг II» из Москвы.

111 (2).jpg

 
Общие итоги лагеря
В этом году лагерь был чрезвычайно плодотворным! Подведение разнообразных творческих итогов лагеря заняло четыре дня:
1. Выставка работ и перформанс «Озерная деревня» на берегу Рубского озера с использованием работ художественных мастерских, фольклорными песнями и танцами с участием всех групп театра-студии.
2. Новая версия спектакля «Путешественники» средней группы.
3. Эскиз спектакля «Нарния» средней группы студии.
4. Музыкальные номера младшей группы студии.  
5. Эскиз танцевального спектакля хореографа Татьяны Коноваловой с актерами старшей театральной группы.
6. Шесть спектаклей родителей и стажеров по мотивам литературных произведений людей с ОВЗ. 
7. Три комических номера и один музыкальный номер родителей.
8. Танцевальные перформансы педагогов. 
9. Эскиз спектакля «Суфийские мотивы» младшей группы театра.
10. Эскиз спектакля старшей группы театра «Антиопера «Кристофер и Энштейн»» на музыку Алексея Плюснина.
11. Эскиз спектакля «Забытые сказки» старшей группы театра.
Лагерь приоткрыл новые творческие перспективы для всех участников студии: давние участники приобрели новые творческие навыки, новые впервые смогли добиться успехов – и те, и другие приобрели неоценимый опыт совместной полноценной жизни и общения. Надеемся, что этот мощный творческий и человеческий заряд преумножится в течение года и москвичи смогут увидеть несколько театральных премьер.  

Отзывы гостей и стажеров о лагере
 «В августе 2016 года мы с Натальей Витальевной Ольховской прошли стажировку в летнем театральном лагере Интегрированного театра-студии «Круг II» г. Москвы. Приехав на территорию лагеря, мы сразу погрузились в его творческую атмосферу.
Каждый день мы участвовали в группе «Школа родительского мастерства», где вместе с родителями мы размышляли на разные темы, например: свобода и запреты, жизнь и смерть, красота и уродство и др. После обсуждения таких тем в группе у нас происходили открытия по отношению к самому себе и своей жизни. Приходило понимание в отношении своих и чужих поступков, находились новые ресурсы, что было очень ценно, и появлялась радость от открытий других участников группы.  
Работа специалистов театра-студии «Круг II» направлена на раскрытие внутреннего потенциала каждого участника театрального лагеря, на понимание сопричастности друг к другу, на осознание себя как человека творческого, интересного, нужного семье и обществу. Студийцы с ОВЗ и их здоровые сверстники участвуют в различных мероприятиях лагеря на равных правах и получают огромный импульс к саморазвитию в деятельно-творческой среде. 
Я думаю, что наше сотрудничество с театром-студией «Круг II» продолжится, и мы сможем организовать ряд совместных проектов. Мы предложили Андрею Афонину провести Школу родительского мастерства у нас в Уфе, а также выездной лагерь для наших ребят из Центра семьи и детства. Поэтому, наверное, можно сказать: не «До свидания, а до новых встреч!»» 
Оксана Аблязова, Уфа.
  
«27 августа 2016 года в пансионате "Чайка" проходил Круглый стол "Организация доступной среды и развитие программ сопровождения для людей с ментальной инвалидностью". 
Знакомство и общение с организациями, объединяющими особые семьи из разных регионов,  проходило в виде коротких, но ёмких презентаций. Особо отрадно было узнать, что мы не одиноки и можем делать общее дело с неравнодушными людьми. 
Выступление руководителя театра-студии "Круг II" Андрея Афонина слушали на одном дыхании. Он рассказал о том, как ставить спектакли с особыми людьми и как важно научить общаться, решать проблемы со-зависимости родителей и детей. Летний театральный лагерь проходит ежегодно. Ребята учатся жить отдельно от родителей, а у родителей появляется возможность для самосовершенствования в школе родительского мастерства. Общение, отдых, музыкальная коммуникация, театральные тренинги, телесно-ориентированные практики в разновозрастном интегрированном коллективе дают для молодых людей с аутизмом больше, чем голая работа за столом... 
На песке у самой кромки воды развернулось действие постановки, сильно и выразительно, уникальный сценический язык... Всё плавно, без рывков, слов, громких звуков, будто боялись спугнуть бабочку. По мнению Андрея Афонина, "пресловутые Репки" - это не то направление, которое необходимо людям с аутизмом. Ключевая фигура - девушка в синем, задавала ритм. Безмолвное появление актёров, их расстановка позади небольших декораций из песка и дерева. Создание загадочного рисунка цветным песком, концентрические круги, напоминающие снежинку. Босыми ногами цветные песчинки смешаны с песком пляжа, плавно и спокойно. Невозможно было вычленить, где волонтёры, а где необычные главные актёры, ради которых этот театр существует. Главная идея - не навязывать инклюзию сверху, насильственно, ведь приказать принять нельзя. Надо создать условия, импульс к саморазвитию, чтобы необычный член коллектива проявил себя, раскрылся, чтобы общество естественным путём ощутило его как недостающее и очень ценное звено. Cенсорный перформанс у воды – тому подтверждение. 
Под ритм, выстукиваемый на камнях, полились звуки виолончели, поплыли облака над водой, полетели птицы. 
Когда весь коллектив вышел на поклон, шеренга получилось очень длинной. Было необычайно приятно наблюдать дивное и непринужденное общение хозяев и гостей, которые вместе рассматривали фотографии, делились эмоциями. 
Мы благодарим Ирину Осипову, исполнительного директора Московского отделения МОО в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями "Равные возможности" за приглашение и организацию, мы успели так много! 
Найдется множество поводов для будущих контактов и сотрудничества.» 
Анна Богачева, Иваново.
 
Сердечно благодарим наших доноров и партнеров за финансовую поддержку: команду Международного грантового конкурса под эгидой Православной церкви «Православная инициатива», Всероссийское общество инвалидов, Региональную общественную организацию содействия взаимопониманию между народами «Ротари Клуб Москва» (Humboldt Rotary Club Moskau). 
В отчете использованы фотографии Леонида Селеменева, Елены Деникаевой, Михаила Эгленталя, Андрея Афонина, Ангелины Степановой, Алексея Плюснина.
В отчете использован текст сказки «Волшебная сила лагеря», написанной актрисой театра «Круг II» Мариной Козловой.
Отчет подготовили А. Афонин, И.Осипова, Э. Селиончик. Сентябрь-октябрь 2016 года.