Поддержать

Итоги летнего лагеря 2015

 

 

7yiwqnk-Urk.jpg

Ежегодно в течение последних 15 лет Летний театральный лагерь Интегрированного театра-студии «Круг II» проходит в Пансионате с лечением «Чайка» на Рубском озере, расположенном в Тейковском районе Ивановской области.  

Лагерь проходил с 16 по 30 августа. В нем приняли участие 61 человек, из них: 9 педагогов, 6 стажеров, 3 волонтера, 9 родителей, 9 подростков и молодых людей без ОВЗ и 25 молодых людей с особенностями развития (имеющих интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, в том числе Синдром Дауна; нарушение эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, шизофрению; нарушение слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата, генетические и соматические заболевания).

В этом году лагерь был чрезвычайно плодотворным как в творческом, так и в человеческом плане! Доверительные и доброжелательные отношения участников, множество творческих занятий: танцы, литературные рассказы, музыка, живопись, керамика, – на фоне постоянно меняющих свой облик неба и озера. Все это пронизывало участников лагеря и тех, кто находился в его орбите: отдыхающих, персонал пансионата, детей Ивановской области, находившихся в детском лагере, – и создавало уникальную атмосферу принятия и инклюзии.

W94NJw2__LM.jpg

Работа в лагере участников театра-студии

Лагерь Интегрированного театра-студии «Круг II» всегда ставит перед собой разнообразные социальные и творческие задачи. Одной из основных задач лагеря является создание полноценного социума, в котором каждый человек, а прежде всего, человек с особенностями развития, является активным, деятельным и ответственным членом.

Участники лагеря развивали свои творческие способности, учились самостоятельности во всем, как в творчестве, так и в бытовой жизни.

18.jpg

Погружение в специальную социокультурную среду является одним из наиболее действенных способов социокультурной реабилитации. Пребывание в лагере положительно сказывается на психическом и физическом состоянии участников, что связано как с погружением в природную среду, так и с развивающей и оздоровительной программой, проводимой слаженной командой специалистов  Интегрированного театра-студии «Круг II». Кроме того, лагерь является школой общения и освоения социально-бытовых навыков. Большинство студийцев со второго своего лагеря ездят в него без своих родителей, так как научаются быть самостоятельными.

Каждый день лагеря имеет свое четкое расписание, в котором чередуются различные занятия, подбираемые коллективом специалистов индивидуально каждому участнику и состоящие из: подготовки новых творческих проектов, проведения оздоровительных и развивающих программ, активного отдыха и полноценного общения в разных формах совместной деятельности, в том числе в народных и спортивных играх, совместном просмотре кинофильмов, прогулках.

13.jpg

20.jpg

В каждом лагере в связи с актуальным уровнем развития участников театра-студии, конкретными творческими задачами и конкретными специалистами, приглашенными помимо основной творческой команды, складывается уникальная, характерная только для данного лагеря творческая атмосфера.

Мы всегда стараемся расширять возможности участников театра-студии. С этой целью мы приглашаем различных профессионалов для проведения циклов специализированных занятий. В этом году благодаря финансовой поддержке Союза охраны психического здоровья и Humboldt Rotary Club Moskau были приглашены 4 специалиста: хореограф из Волхова Мария Залецкая, музыкант-импровизатор Алексей Плюснин из Санкт-Петербурга, Анна Бесполденова – керамист из Мастерской социально-творческой инклюзии «Сундук», архитектор и художник Елизавета Серова. Специалисты театра-студии проводили занятия по оздоровительному и сценическому движению, сценической речи, клоунаде, игре на музыкальных инструментах, вокалу, работе с природными материалами, народным и спортивным играм, капоэйре, а так же репетиции новых театральных проектов.

25.jpg

Для участников театра-студии итогами лагеря стали: теневой спектакль, юмористический спектакль, новое капуэристское шоу, музыкально шоу "За ритмом", эскиз клоунской программы, выставка керамических и художественных работ!

 

По традиции  в предпоследний день лагеря состоялась экскурсия в г. Суздаль с посещением исторических достопримечательностей города. В финале лагеря за сладким столом участники студии подводили личные творческие итоги лагеря и планировали дальнейшие совместные действия.

Лагерь приоткрыл новые творческие перспективы для всех участников студии: давние участники приобрели новые творческие навыки, новые впервые смогли добиться сценических успехов – и те и другие приобрели неоценимый опыт совместной полноценной жизни и общения. Надеемся, что этот мощнейший творческий и человеческий заряд преумножится в течение года и в Москве и москвичи смогут увидеть несколько театральных премьер.

Стажеры

В этом году в лагере проходили обучение стажеры из Иркутской областной общественной организации родителей детей с ограниченными возможностями «Радуга», Красноярской региональной общественной организации родителей по защите прав детей с ограниченными возможностями  «Открытые сердца», подмосковной Психиатрической больницы № 22 (г. Химки), осуществляющей новый терапевтический театральный проект под патронатом Союза охраны психического здоровья, ГБУК ЦКиД «Академический», осуществляющего новый инклюзивный театральный проект «Кукумберсы».

Для стажеров в театральном лагере была организована специальная обучающая программа:

  1. Ежедневные двухчасовые занятия групповой театральной психотерапии "Школа родительского мастерства" в группе родителей детей с особенностями развития. На занятиях обсуждались, в частности, следующие темы: самоидентификация и самопомощь родственников людей с особенностями развития, нахождение внутренних ресурсов родителей; влияние социума, в том числе ближайшего, на формирование вторичной патологии у людей с особенностями развития; различие самоощущения родителя и его ребенка - проблематика созависимости и нахождение выхода из нее в процессе творческой деятельности родителей детей с особенностями развития; позитивное прогнозирование жизненного пути родителя и, как следствие, его ребенка и др.

  2. В малых группах совместно с родителями стажеры участвовали в постановке 5 мини-спектаклей по текстам людей с особенностями развития, в частности, с психиатрическими диагнозами. Данная работа позволила стажерам ознакомиться с театральным методом режиссера Андрея Афонина, который позволяет достигать творческих результатов даже в группе непрофессиональных участников, в данном случае - родителей и стажеров, и привлекать в качестве драматургического материала тексты людей с особенностями развития, что позволяет погрузиться в мир «особого» человека и лучше понять его.

  3. Стажеры регулярно занимались профессиональными театральными тренингами со вторым режиссером театра-студии Яной Савченко. Результатом этой работы стал юмористический мини-спектакль, позволивший участникам с улыбкой посмотреть на свою самоидентификацию, а, значит, начать путь внутреннего изменения ее.

  4. В течение лагеря стажеры посещали ежедневно телесные разминки - поочередно 3 вида телесной разминки для участников с различным уровнем физической подготовки и  различным уровнем самосознания.

  5. Стажеры познакомились с различными видами работы с людьми с особенностями развития у различных специалистов: психотерапевтические занятия с использованием авторской песочной терапии; терапевтические, развивающие ритмические занятия - музыкальная импровизация; танцевальные занятия; занятия капоэйрой; занятия музыкой; занятия клоунадой; занятия актерского мастерства; игровые занятия; фольклорные игры; занятия керамикой; занятия рисованием; занятия бумажной мастерской и теневым театром.

 

 

           

  1. Стажеры имели общий уклад жизни с ребятами с особенностями развития и жили вместе в одной комнате с детьми с аутизмом или с родителем ребенка с аутизмом, что позволило им погрузится в полноте в мир семьи человека с особенностями развития и увидеть реальные изменения в развитии как ребят с особенностями развития, так и их родителей в процессе насыщенной и четко структурированной жизни лагеря.

  2. В течение лагеря стажеры получили задание написать предварительный план действий по Театральным проектам с людьми с особенностями развития на своих местах работы. План действий был обсужден с Андреем Афониным, Ириной Осиповой и Эвелиной Селиончик, которые высказали свои замечания и предложения по проектам.

nMNJmA-kp0Q.jpg

В течение лагеря стажеры получили колоссальный опыт совместной жизни и творчества с людьми с особенностями развития, где они – не инвалиды, а творческие ответственные люди: ведущие разминку, играющие на различных музыкальных инструментах, поющие, танцующие, любящие и любимые.

Родители

Вместе со стажерами родители ежедневно занимались в «Школе родительского мастерства» и поставили 5 мини-спектаклей по текстам людей с особенностями развития и 1 юмористический спектакль.

Всего было проведено 12 занятий из цикла «Школа родительского мастерства», 12 занятий «Театральное мастерство». 6 занятий по рисованию и керамике в творческих мастерских. Также все родители и стажеры ежедневно участвовали в утренней разминке. Было отведено время для самостоятельных репетиций спектаклей по текстам людей с особенностями развития.

На занятиях родители прикоснулись к решению таких глубинных задач, как «принятие себя» - внутреннее спокойствие, душевная стабильность, любовь к себе и своему ребенку. На основе игровой и театральной педагогики они сделали первые шаги в направлении раскрытия собственных творческих потребностей и возможностей.

1935476_1024623290917841_2865040011877247842_n_1.jpg

 Подводя итоги, родители озвучили идею о возможности автономного существования (проживания и трудовой деятельности) их ребенка. При чем, эта идея или созрела или начала зреть, по крайней мере, в такой форме именно в лагере.  Также все родители упомянули о важности занятий с Андреем Афониным и про роль позитивной занятости во время лагеря.  Также родители отмечали, что в лагере сложилась атмосфера приятия и доверия, которую они никогда прежде не переживали.  Лагерь позволил им посмотреть на свои проблемы и проблемы своих детей доброжелательными глазами других людей, что приоткрыло новые жизненные перспективы.

 

Общие итоги лагеря

Подведение разнообразных творческих итогов лагеря заняло три дня:

1. Спектакли родителей и стажеров.

2. Спектакль младшей группы участников - теневой театр.

3. Спектакль средней группы участников – «Путешественники» по мотивам абсурдной поэзии. Премьера спектакля планируется в ноябре 2015 года, в Москве.

4. Выступление по капоэйре – «Капуэристическое шоу» (младшая и средняя группы).

5. Концерт старшей группы участников – музыкальное шоу «За ритмом». Премьера спектакля планируется в декабре 2015 года, в Центре имени Вс. Мейерхольда.

6. Выставка работ «Творческих мастерских».

Сердечно благодарим наших доноров и партнеров за финансовую и организационную поддержку: ЦКиД "Академический", Союз охраны психического здоровья, Humboldt Rotary Club Moskau.

В отчете использованы фотографии Леонида Селеменева, Анны Расторгуевой, Сергея Петулько, Андрея Афонина.                                       

Отчет подготовили Э. Селиончик, А. Афонин.