Поддержать

Архив новостей

А.Б. Афонин. Свой путь. Полемические заметки.

А.Б. Афонин. Свой путь. Полемические заметки..jpeg

Современный человек европейской культуры редко мыслит себя как целостность, редко обладает целостным мировоззрением. Однако человек в любом случае – это целостность, то есть он задуман как целостность и строит он себя как целостность. Наиболее остро понять это можно тогда, когда целостность нарушается и разрушается. Например, мир, который окружает современного городского ребенка, продуман как целостность только в общих чертах и рассчитан на тех, кто составляет большинство социума. Маленький ребенок полностью зависит от родителя и от того образа жизни, который поддерживают родители, которые в свою очередь зависят от мнения большинства. Именно внутренняя парадигма семьи, поступки родителей, продиктованные их бессознательными культурными и социальными установками, и воспитывают ребенка, а не множество различных мероприятий образовательной и досуговой деятельности. Пока все идет так, как идет, вопросы о воспитании не возникают…

Вопросы возникают тогда, когда у родителей рождается ребенок с особенностями развития. Родители хотят, но не могут быть хорошими родителями, т.к. они не могут наладить коммуникацию со своим ребенком. А почему? В частности, от того, что их современное мировосприятие не соответствует тому мировосприятию, которое есть у их ребенка в настоящее время. И они не могут с ним наладить коммуникацию. При этом, в системе современного общества, когда человек привык ни за что сам не отвечать, он не хочет отвечать и за своего особого ребенка. Особенно эта ситуация усугубляется в России, где человек ориентирован на получение чего бы то ни было от кого бы то ни было, и прежде всего от государственных институтов, и готов делегировать им ответственность за собственную жизнь, за воспитание своего ребенка и т.д. Естественно именно на этом строится во многом образовательная и коррекционная системы, на этом паразитируют социальная система и система здравоохранения. И, главное, что ни общество в лице конкретных взрослых людей не готово брать на себя ответственность, ни государство не готово делегировать эту ответственность обществу. По старинке, человек ожидает, что государство его выучит, вылечит, позаботится о нем, когда настанет время. А, если что-то идет не так, как хочется, так – это государство опять же виновато. Такой очень детский подход к собственной ответственности.

Подобная ситуация укоренена в сознании большинства россиян. И от нее зависит воспитание детей с особенностями развития. Ребенок с особенностями воспринимается как чужой, как инопланетянин, как тотально Иной, которого родитель по определению не может понять и воспитать. Для того, чтобы его чему-нибудь научить необходим специалист даже в самом младенческом возрасте. Родители почему-то уверены, что не смогут никогда найти с ним общий язык. Нужен СПЕЦИАЛИСТ! Какой? Который починит «неправильного» ребенка и вернет «здорового». Вот со «здоровым» тогда родители и начнут общаться. Однако специалистов, могущих вылечить синдром Дауна или расстройства аутистического спектра или нарушения психофизического развития не готовят ни в одном вузе.

Разные специалисты имеют разные приоритеты. Например, один считает, что ребенка нужно ставить на ноги, другой, что ему нужна инвалидная коляска, третий, что ему нужно развивать скелетно-мышечный каркас, четвертый, что нужно восстанавливать связи в мозгу, пятый – тренировать мышцы языка и так далее – до бесконечности. И весь это кошмар вываливается на ребенка. И что он должен делать? Особенно, если это маленький ребенок! У каждого ребенка свои особенности, своя судьба. Каждый – ребенок  конкретных родителей, которые должны научиться жить с ним и научить его жить в мире и обществе. Именно родители влияют на развитие детей больше, чем любой из специалистов, даже, если этих специалистов у ребенка множество. Именно родитель навязывает своему ребенку специалистов. Каждый из них имеет свое представление о ребенке и его развитии и, исходя из этого представления, действует. Если специалистов слишком много и все они придерживаются разных взглядов на развитие ребенка, ребенок, не имея возможности, сообщить о своих проблемах в отношении этих специалистов, вынужденно переживает дополнительную глубокую травму: оттого, что родители его не понимают и ведут туда, где ему плохо, оттого, что не могут понять, какую же из поведенческих стратегий по отношению к специалистам выбрать, оттого, что переживают свою полную несостоятельность в плане социальных контактов и от этого впадают в неврозы, психозы и их вторичная патология крепчает. Родители хотят, как лучше, а получается, как хуже – ребенок не в состоянии переварить разнородную информацию. И вместо  того, чтобы постепенно выстраивать связи с окружающими людьми, нарабатывать свою собственную самостоятельность, ребенок закрывается от мира. Специалисты и родители обсуждают преимущества различных методик, но забывают, что перед ними человек и у этого человека есть собственная тайна рождения и развития в этом мире. Вряд ли может существовать методика вскрытия тайны человека! К каждому необходимо подходить индивидуально!

Специалист может помочь родителю понять своего ребенка и начать с ним продуктивно жить. Но специалист, встречаясь с ребенком в течение нескольких часов в неделю, не сможет вместо родителя жить вместе с ребенком. Родителя необходимо научить общению со своим ребенком, чтобы он научил своего ребенка общаться в человеческом сообществе. Вот за этого и должен взяться специалист. А когда ребенок подрастет и сможет общаться с другими, тогда можно помочь ребенку стать членом адекватного его развитию детского сообщества и дальше поддерживать его развитие в этом сообществе, а не брать на себя функции всезнающего и всемогущего бога. Но! Эффективность воздействия специалиста увеличивается или уменьшается не за счет времени, проведенного с ребенком, а за счет поддержки (или ее отсутствия) родителями тех принципов взаимодействия, благодаря которым ему удается нащупать подход к ребенку. Например, если специалист говорит ребенку, что кусать или царапать другого человек нельзя, а мать позволяет себя бить, отец за нее не заступается, бесполезны будут слова и действия специалиста. Родители должны быть внимательны к своему ребенку и по крупицам собирать формы и способы взаимодействия и взаимопонимания с ребенком. Именно родитель является проводником ребенка в социум. Это его функция как родителя и воспитателя.

Ребенка с особенностями не нужно лечить. Его нужно воспитывать и учить как человеческого ребенка, учитывая его особенности восприятия и деятельности. Его нужно принять таким, каков он есть — с этого момента начинается движение навстречу родителя и ребенка, социума и родителя ребенка, социума и самого ребенка.