Поддержать

Архив новостей

Инфузория без туфельки или как я постигала азы родительского мастерства (эссе)
 

Светлана Алексеева

«Зажигая свой фонарь, он как бы дает жизнь еще одной звезде или помогает распуститься еще одному цветку»
А.де Сент-Экзюпери 

Вот и подошел к завершению первый этап проекта «Школа родительского мастерства» Андрея Афонина, в котором мне посчастливилось принять участие. На протяжении шести недель группа из родителей, специалистов и ведущего встречалась в онлайн-пространстве для того, чтобы взаимодействовать, со-чувствовать и со-творить.

Проект беспрецедентный, и для меня совершенно новый как в методике и инструментарии, так и в формате проведения. Групповая работа всегда синергична и обнажает проблемы, волнующие всех, в ней наиболее остро чувствуется синхронность или дисгармония. Начинали мы с очных встреч, но в силу ситуации, сложившейся в мире, перешли в режим онлайн-конференций, что не сказалось негативно на результате. Напротив, удивило меня своей близостью, камерностью и расположением участников друг к другу.

Наша группа была небольшой, человек восемь – десять, что естественно предполагало более глубокое погружение в судьбу каждого родителя и его особого ребенка.  Ах да, я не сообщила, что Андрей учит мастерству быть особым родителем.  И речь здесь идет не только о родителе ребенка с особенностями развития.

Так какой же он, особый родитель? И что, собственно я, женщина, еще не познавшая радости материнства, забыла в этой школе?

Начну, пожалуй, с ответа на второй  вопрос. Это просто. Особенность профессии остеопата предполагает, что мне часто приходится  общаться с особыми детьми и их родителями. И моими пациентами становятся дети с дцп, аутизмом и прочими «дисфункциями». А дети «приводят» уставших от непосильного труда по уходу за чадами родителей, кого гложет чувство вины, страхи, сомнения, боль. Иногда они просто бледная тень своего ребенка, который своим появлением занял все их существо, попросту поглотил их. Реабилитация родителя в этом случае дает положительные результаты. Вот такая простая взаимосвязь – родитель получает ресурс и ребенку становится легче.

Формула «почините нам ребенка» в данном случае неэффективна. Всегда приятно быть в диалоге с родителем, который осознан.  Ведь такой человек понимает причинно-следственные связи явлений и объектов, перестает кормить себя чувством вины; оставаясь предельно ответственным, он может разделить ношу с «высшим разумом», и делегировать задачи своим близким. Одним словом, он «не носит небо на плечах».

Он живет «здесь и сейчас» и понимает, что мир, в котором нам выпало присутствовать, перманентно переменчив. Он оценивает любую ситуацию здраво, адекватно, и поэтому не предъявляет к ребенку не соответствующих действительности требований. Мир меняется очень быстро, и он об этом знает и умеет в нем жить.  У него нет иллюзий на счет идеального общества. Государство начинается с него самого.

Он ответственен за себя, свое самочувствие, мысли и цели.

Он грамотно расставляет приоритеты, ставя во главу угла свои потребности, а не потребности и желания ребенка, тем самым формируя здравые границы и его самооценку.  Все помнят инструкцию в самолете – сначала нужно надеть кислородную маску на себя, а только потом на ребенка.

Он слушает. Себя, мир, дитя. Его голос весом, но быть слышащим крайне важно.

Он боится, но делает. Совершает ошибки и дает их совершать ребенку, падает, снова встает, показывая тем самым пример проживания трудностей. Он видит в ошибке опыт, а значит,  потенциал для роста и развития. Не избегает неудач, ведь они значимая и закономерная часть успеха.

Он умеет быть другом, проявляющим неподдельный интерес к другому человеку. Помогает ребенку войти в нужное ему окружение, где тот будет принят и раскроет свои таланты.

Он привлекает ребенка к деятельности, не творит «медвежьих услуг», передавая полномочия в научении азам самообслуживания специалистам, у которых совсем иные цели в процессе реабилитации и социализации ребенка.

Он творческий и гибкий. Умеет мыслить нестандартно, иначе был бы нежизнеспособен в современном мире. Он движется, постоянно учится, интересен сам себе, идет в новизну, рискует и идет вперед.

Он понимает язык. Умеет общаться не только вербально, Знает, что тело тоже разговаривает, в том числе и его тело с ним самим.

Он может не иметь яркой внешности, но доступно объяснил ребенку, что красивыми нас делают поступки.

Он в ладу со своей интуицией и может предугадывать возможности и перспективы. В нем есть ресурс для «броска» и, видимо, он очень хорошо изучил все свои сильные и слабые стороны. 

Он честен с собой, видит в своих слабых сторонах потенциал для развития. Равнозначно развивает в себе рациональное и спонтанное начала, он примирил в себе все противоречия, связанные со своими родителями, излечил или находится в процессе  исцеления детских травм.

Он занимает позицию взрослого. Однажды он понял, что ответственность и контроль – разные вещи. С тех пор он обрел свободу. Выражает свою позицию в делах.

Умеет налаживать коммуникации, потому что знает основы общения. Не стесняется просить о помощи, понимает, как важно принятие. Понимает, насколько важна отдача. Передает навыки и умения выживания своим примером и ежедневным простым деланием.

Для него нет слова «терпение», есть слово «любовь», он, безусловно, любит себя, ведь только искренне  любящий  может передать любовь дальше.

Не боится говорить о чувствах, даже тех, что живут в теле. Тело, как и душа, равнозначны для него в потребности в заботе и любви.

Когда ему больно, он не замыкается в себе, а идет к тому, кто нуждается в помощи больше.

Не хватает слов, чтобы описать его, особого родителя. За кадром остается огромная работа над собой.

И это всегда процесс, бесконечно трудный, но и бесконечно интересный.

Мне очень повезло в жизни, ведь мои особые родители научили меня двум самым важным вещам в этом мире – думать и любить.

Мой ум и сердце  - два колеса одного велосипеда, на котором я мчу вперед.  И каждому из нас достается огромный потенциал в лице родителей, которых мы выбрали, прежде чем прийти в этот мир.

Благодарю искренне Андрея Борисовича за то, что в очередной раз дал мне задуматься над тем, какова роль родителя в жизни ребенка, за то, что научил видеть себя со стороны и мыслить нестандартно, за то, что поднимал живые, актуальные темы,  которые важно обсуждать и строить планы и задачи их воплощения.

Благодарю всех участников за их горячие сердца, сложный, но интересный путь. Это был значимый опыт для меня.

 В нашем переменчивом, далеком от совершенства мире, не получится идеализировать образ родителя.  

Мы все неидеальны, неидеальна и я, как инфузория на моей картинке, нарисованной закрытыми глазами в процессе практики в школе.

Она очень спешила и потеряла где-то свою туфельку. Но от этого не перестала быть собой.

И мне хочется думать, что она тоже особая. 

Picture 1.png