Поддержать

Андрей Афонин не стал священником, но посвятил свою жизнь больным детям

Антонина Вершинина

КМ.ru. Октябрь 2007

 

Идея создать театр для ребят с особенностями развития еще несколько лет назад многим казалась безумием, но энтузиазм и профессионализм сотрудников организации «Круг» помог не только поставить силами детей и их педагогов сложнейшую оперу Моцарта «Волшебная флейта», но и проводить раз в три года в Москве на сцене учебного театра «ГИТИС» при Российской академии театрального искусства фестиваль особых театров, в спектаклях которых участвуют актеры разного возраста, имеющие инвалидность с детства (нарушения опорно-двигательного аппарата, интеллектуальную недостаточность, психические и генетические заболевания, слабослышащие и слабовидящие, а также полностью незрячие и неслышащие).

На заре перестройки о существовании инвалидов почти не говорили

В последнюю неделю сентября фестиваль особых театров «Протеатр» снова соберет вместе педагогов, родителей и, конечно, детей-инвалидов со всей России. Около 100 таких театров известны энтузиастам и более 60 из них подали заявки на участие в фестивале в Москве. Интерес к этому фестивалю традиционно проявляют педагоги-дефектологи, культурологи, художники, театральные режиссеры и актеры.

На заре перестройки, когда в России появлялись первые ласточки новых образовательных методик, юный Андрей Афонин ездил с родителями в семейные лагеря, где с ребятами и родителями работали педагоги-новаторы. 15-летний Андрей и сам начал тогда педагогическую деятельность. Чуть позже он поступил в МГУ на филологический факультет, но затем решил пойти учиться в Московскую духовную семинарию. В семинарии преподавали интереснейшие интеллигентные люди. Духовные поиски молодого человека органично дополнили его увлечение педагогикой.

Все время учебы Андрей активно работал с ребятами с особенностями развития в организованном энтузиастами-педагогами Центре социально-творческой реабилитации. В 1989 году такого понятия, как социально-творческая реабилитация, в нашей стране не существовало. Ведь о существовании в СССР инвалидов практически нигде не говорили и не писали, а уж встретить инвалида на улице было почти невозможно. Поэтому первых воспитанников студии энтузиасты собирали практически по всей Москве, с трудом на пальцах им объясняя, что именно они хотят предложить подросткам 9-12 лет. Среди педагогов-добровольцев, сплоченных Натальей Тимофеевной Поповой, были люди самых разных специальностей: экономисты, педагоги, инженеры и даже военные, однако всех их сближала идея служения людям, желание изменить к лучшему серые, безрадостные дни запертых в четырех стенах ребят с особенностями развития, многим из которых было отказано в праве на обучение.

Первоначально в центре разработали трехгодичную программу «Трехгодичного реабилитационного цикла», которая стала ядром всех последующих программ.

«Актер с синдромом Дауна играл лучше, чем профессионал из «Дойче театра»

После окончания семинарии Андрей принял решение, что его путь — служение детям, поэтому священником он не стал. Ведь то, что развивать деток с особенностями развития очень важно, он понял, глядя на то, какие огромные перемены происходят с его воспитанниками. Спустя много лет работы Андрей решил получить дополнительное образование режиссера пантомимы и пластического театра. И теперь он уже дипломированный режиссер.

«Когда мы с другими педагогами побывали в Германии на фестивале и увидели театр для артистов с особенностями развития «Sonnen Uhr» — «Солнечные часы», я заметил, что профессиональные актеры, играющие вместе с людьми с синдромом Дауна, не в состоянии так быстро и органично импровизировать, как это делают люди с особенностями. Действие, которое я увидел на сцене, меня совершенно заворожило. Это был совершенно новый вид театрального искусства. И мы приняли решение создать театральную студию для ребят с особенностями в Москве», — вспоминает Андрей.

Занятия для ребят совершенно бесплатны. А при театральной студии созданы и мастерские по обучению детей ремесленным навыкам. Образовательные группы для тяжелых деток, которые не могут учиться в обычной и даже коррекционной школе, - тоже предмет особой гордости «Круга».

Андрей и его единомышленники создали одну из первых интегрированных театральных студий, где наравне со здоровыми людьми играют подростки и молодые люди, имеющие интеллектуальную недостаточность и психические заболевания, с особенностями умственного развития. Театры глухонемых, например, как и театры слепых, существовали уже давно.

Идея поставить сложнейшую оперу Моцарта с особыми детьми всем казалась безумием

Однако идея поставить с детьми, имеющими особенности, оперу «Волшебная флейта» Моцарта многим профессионалам казалась невоплотимой.

«Когда Наталья Тимофеевна Попова (художественный руководитель нашей студии) высказала мне свои пожелания, я поделился мыслями о нашей будущей постановке с профессиональным композитором. Тот поднял меня на смех со словами, что партии из этой оперы могут исполнять далеко не все оперные певцы - настолько сложны эти пассажи», — вспоминает Андрей. Энтузиазм и вера в свои силы и таланты детей действительно сотворили чудо, и одна из сложнейших опер Моцарта «Волшебная флейта» шла с успехом в исполнении более 40 ребят и их педагогов. Первый спектакль состоялся на сцене театра «ГИТИС» в 2001 году. Репетиции продолжались 3-4 раза в неделю от 3 до 8 часов в день.

После почти 10-летней работы получилась, конечно, не опера, но полноценный полуторачасовой музыкальный спектакль с антрактом. Сотрудники студии были очень польщены реакцией польских зрителей во время гастролей в этой стране, когда зал на 500 мест заворожено наблюдал за выступлением ребят, не понимая языка.

Гастроли коллектива в Польше имели колоссальный успех, а в Перми люди приходили и со слезами благодарили педагогов за такой невероятный опыт. Ведь в Перми люди видели людей с особенностями развития на сцене впервые.

Занятия в театральной студии для всех воспитанников - всегда огромный праздник. Родители тоже вовлекаются в процесс и шьют костюмы, готовят декорации.

Причем постановки от спектакля к спектаклю изменяются вместе с растущими и прогрессирующими в своем развитии детьми.

Дети вырастают из своих ролей и специально для них создаются новые действующие лица в импровизированных пьесах. Ведь те или иные движения еще совсем недавно могли быть ребенку недоступны, тогда как спустя совсем немного времени ему под силу их выполнение.

«Я иногда слышу от профессиональных актеров и музыкантов такие слова: «Поют ребята нестройно, в ритм не всегда попадают, двигаются иногда угловато, но оторвать глаз от сцены невозможно, и все спектакли люди смотрят на одном дыхании, с ощущением присутствия в момент чуда живого творчества», - говорит Андрей.

Театральное действие для ребят - не только вид познания мира, но и инструмент самопознания. Это универсальный язык, который доступен даже людям, не умеющим говорить.

«Театральные репетиции изменяют к лучшему жизнь особых детей и их семей»

Сейчас в «Круге» 4 театральных студии. Одна студия — подготовительная, для детей от 7 до 12, архаичный (мистериальный) театр, куда принимают молодых людей без ограничений по возрасту старше 14 лет, и две студии, которые ориентированы на профессиональную и полупрофессиональную деятельность маленьких детей, а две - на подростков и молодых людей с особенностями. Ребята из старших групп активно гастролируют, причем на это родители денег не выделяют. Андрей и его единомышленники с большим трудом находят спонсоров, готовых подарить детям и их семьям такой незабываемый праздник, как путешествие в другой город или даже страну.

Зачастую, когда ребята с особенностями вырастают, соприкосновение с довольно жестокой повседневной реальностью бытия для них бывает очень болезненным. Андрей и его единомышленники стараются помочь детям и подросткам найти свое место во взрослой жизни.

Театр в самых разных вариантах, от кукольного до мистериального, театрализованные эстафеты - все эти формы развития детишек, которым очень нужна помощь, помогают ребятам лучше почувствовать свою связь с миром (особенно это касается аутичных деток), научиться управлять свои телом, проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.

В театре — особый мир, где каждый ребенок и педагог на каждой репетиции преодолевает в себе что-то, делает некий шаг в неизведанное, открывает в себе и в окружающем мире какую-то прежде незнакомую грань. Например, в центре есть преподавательница, которая в детстве училась играть на скрипке, но с тех пор инструмент в руки не брала. И вот педагоги решили, что она ради постановки отбросит ложные страхи и попытается восстановить в памяти этот навык. И она заиграла! Мало того, теперь она освоила благодаря этому вдохновляющему ее опыту еще и новую профессию постановщика голоса.

В центре принципиально не называют диагнозы актеров, ведь ребята развиваются и растут

Хотя бывает, что приводят деток со сложной патологией, но сотрудники коллектива всегда находят возможность задействовать здоровую часть ребенка. «Мы принципиально не называем диагнозы детей, так как считаем, что человек постоянно развивается и диагноз, поставленный ребенку в год, уже через полгода нуждается в пересмотре, если ребенок активно развивается все это время. У нас есть примеры, когда ребята делали достаточно мощный прорыв в своем развитии и поступали в школы, колледжи, институты. Ведь именно в этом наша наиглавнейшая задача», — говорит Андрей.

Дети меняются на глазах. Один из замечательных артистов центра окончил библиотечный техникум и работает в архиве. Воспитанница с эпилепсией так активно развивалась благодаря театральной сцене, что счастливо вышла замуж. Заботливый супруг позволяет любимой посвятить свою жизнь занятиям в театральной студии.

Стараниями Андрея и его единомышленников воспитанников удается вывозить в летние театральные лагеря для репетиций.

К сожалению, на костюмы, музыкальные инструменты, на гастроли всегда не хватает средств, а особенно сейчас «Кругу» не хватает хорошей фотокамеры, чтобы вывешивать на сайте фотоотчеты из поездок и с репетиций. А также пока у театральной студии нет видеокамеры, чтобы вести уникальную летопись будней и праздников педагогов, детей с особенностями и их родителей.

Уже несколько лет вместе с Андреем в организации работает и его мама. Дети Андрея 12-ти и 15-ти лет, Ваня и Маша, активно помогают в работе над новыми постановками «Круга». Это обязательно поможет ребятам стать более ответственными за свои поступки в жизни, уверен Андрей. Да и супруга Андрея Катя - профессиональный педагог - тоже помогает мужу. Ведь она понимает, что помощь детям с особенностями - дело жизни ее второй половинки, а значит, это работа всей семьи. «Один за всех и все за одного» - это не только театральный принцип, но и кредо дружной семьи Афониных.