МИЛОСЕРДИЕ.RU. Декабрь 2012
На сцене театра «Центр драматургии и режиссуры» состоялась премьера театрального проекта — «Отдаленная близость». В спектакле участвуют как профессиональные актеры, так и ребята с ограниченными возможностями.
Актеры — кто они?
В интегрированной театральной студии «Круг-II» занимаются как ребята с особенностями развития, так и обычные подростки.
У тебя дома все в порядке? — спрашивает меня Паша. А потом тут же: Я красивый? Паша действительно красивый — высокий рост, темные волосы, выразительное лицо. Жмет мне руку.
— Будем дружить?
Павел Журавихин, 26 лет:
На занятиях мы жонглируем, кувыркаемся, танцуем. Мы часто работаем в парах и взаимодействуем друг с другом.
Когда человек работает — у него должно быть хорошее настроение. Иначе ничего не получится. У меня почти всегда — хорошее настроение.
Я занимаюсь в театральной студии 9 лет. Мы уже — профессионалы. Моя любимая роль — это роль Нарцисса.
Кроме театралки, я хожу в столярную мастерскую, там можно делать всякие красивые вещи из дерева. Дома люблю рисовать красками.
Когда мне исполнится 30 лет, у меня будет собственная машина.
Женя — темноволосая хохотушка со стрижкой карэ. Очень общительная и подвижная.
— Ты будешь с нами в театралке заниматься? А сколько тебе лет? — В самый раз! Приходи!
Евгения Скокова, 27 лет:
Для меня занятия в театральной студии — это саморазвитие. А еще — мне нравится приносить людям радость.
Я мечтаю, чтобы наша студия стала профессиональным театром. Чтобы о нас пресса писала, чтобы по телевизору показывали.
Я представляю, как мы играем на синей сцене, а вокруг-много-много людей.
Мы отличаемся от других тем, что мы особенные, мы старательные.
Я люблю гулять, слушать музыку, а когда играет любимая песня — подпевать.
А еще я люблю животных, особенно кошек и собак. У меня была кошка, но умерла. Царствие ей Небесное.
У Саши длинные пальцы, как у пианиста, мягкий голос и пронзительный взгляд. Саша чем-то похож на Пьеро. Только он не грустный, а мечтательный.
Александр Довгань, 34 года:
Во время спектакля очень важно чувствовать друг друга. У нас очень хороший коллектив. Между нами есть понимание, тепло.
Я каждый раз перед выступлением очень волнуюсь. А поначалу вообще на сцену боялся выходить, — стеснялся своей проблемы с позвоночником. Не хотел выделяться среди других. Да и не только я — многие комплексовали. А потом нам объяснили, что в человеке главное — не тело, а его творческая деятельность.
Я знаю, что наши спектакли вызывают у зрителей положительные эмоции.
В театральной студии я занимаюсь уже 10 лет. В предыдущих спектаклях было больше движения. А новый спектакль («Отдаленная близость») построен на текстах. Мне нравится осваивать сценическую речь.
Раньше я работал на заводе светотехники. Сейчас ассистирую педагогам в центре «Круг». Помогаю им проводить творческие мастерские.
Люблю вырезать по дереву, одно время увлекался керамикой. Сейчас учусь играть на аккордеоне. Уже выучил две песни — «Старый клен» и «Катюшу».
Светлана — профессиональная актриса. Окончила ГИТИС, играет в Малом драматическом театре на Большой Серпуховской.
Светлана Евсеева, 26 лет:
Ребята из «Круга» очень живые, общительные. Профессиональным актерам есть чему у них поучиться. Актер всегда стремится избегать штампов — в игре «особых» ребят нет штампов. А еще для актера очень важно интуитивное восприятие. У этих ребят оно есть. Поэтому они всегда интересны, всегда неожиданны. Они постоянно импровизируют, и каждый раз переживают роль по-новому.
Особый театр
Интегрированная театральная студия «Круг» возникала в 1995 году при центре детского творчества «Строгино». Потом коллектив разделился на «Круг-I» и «Круг-II».
За основу взяли Берлинский особый театр. Особый театр — это театр людей с ограниченными возможностями здоровья. Первые особые коллективы появились в семидесятых годах в Италии. В конце восьмидесятых — во Франции и Германии.
В России подобные театры возникли намного позже — около десяти лет назад. Сейчас их существует более ста. Среди популярных московских: театр слабослышащих актеров «Недослов» и театр «Простодушных», где играют актеры с синдромом Дауна.
В 2001 году при участии художественного руководителя театральной студии «Круг-II» Андрея Афонина был организован фестиваль особых театров — «Протеатр». Он проводится раз в три года в Москве.
«Особый театр — это новый взгляд, новая энергетика, новая пластика и эстетика. И это не только социальное действие. Это, прежде всего, искусство», — считает Андрей Афонин.
Отдаленная близость
Девочка в белом платье задает вопрос: «Почему я живу?» И тут же сама на него отвечает: «Я не знаю смысла своей жизни. Это может показаться странным, но это так. Я не знаю ответа: но продолжаю жить... безответной жизнью».
Спектакль «Отдаленная близость» — совместный проект театральной студии «Круг-II», немецкого культурного центра имени Гете и театра «Центр драматургии и режиссуры». Идея, сценарий, постановка и хореография принадлежат двум режиссерам — режиссеру берлинского театра «Тиква» Герду Хартманну и руководителю театральной студии «Круг-II» Андрею Афонину. В спектакле участвуют как профессиональные актеры, так и актеры с ограниченными возможностями.
Две девушки режут овощи для супа — лук, морковь, капусту. В кастрюле кипит вода. Одна рассказывает другой: «Я убиралась в бане, а потом собирала жимолость. И вдруг пошел на улице дождь. У нас выросли красные помидоры. Моя мама пошла готовить обед. Дядя Коля не приехал косить мокрую траву. На небе горит красная луна».
Односложно, просто, понятно. Понятно всем, без исключения.
«Актеры с ограниченными возможностями способны привнести в плане творчества то, что не способны сделать обычные актеры. Они двигаются по-своему, они существуют иначе», — сказал Герд Хартманн на пресс-конференции.
«Отдаленная близость» — это первый спектакль «Круга», который вписан в репертуар профессионального московского театра.
В основе спектакля — литературные тексты людей с особенностями развития. «Какие-то тексты нам принесли знакомые, какие-то мы взяли из сборников психиатрической больницы имени Н.А. Алексеева (бывшей Кащенко), какие-то из интернета. Авторы просили не раскрывать их имен, — боялись, что их будут высмеивать, — говорит Андрей Афонин. — Этими текстами мы хотели показать, что люди, которые находятся на периферии общества, вовсе не так далеки, — они в любой момент могут стать близкими. У этих людей другое видение мира. Они могут показать нам новые грани бытия».
Как в этом отрывке:
Это — ночь
на конце
карандаша бытия
выписывала
острой линией
меня
под
сопровождение
дождя.
Актеры вступают друг с другом в диалог. И в результате этих диалогов рождаются новые смыслы.
Два мужчины постоянно сталкиваются друг с другом лбами — борьба двух «я» внутри одного человека.
Другая пара — легкая, воздушная, романтичная. Мужчина и женщина. Они кокетничают друг с другом, говорят о любви:
Краше золота литого
Ты прекрасна и чиста,
И совсем уже не ново
То, что я влюблен в тебя.
«Сказки живут в воздушном шарике», — говорит девочка в белом платье. И тут же возникает сказка — про дружбу с тараканом:
«Инна Полунина общалась только с тараканами. Людей она не любила. Ее лучшим другом был таракан Григорий Константинович Пруссаков, родившийся в Италии под счастливой звездой. Она кормила его сахаром и поила молоком. Таракан мяукал и лизал ей ноги. Однажды он ушел на охоту и не вернулся...»
Люди появляются и исчезают. Люди чертят свое одиночество на страницах сцены. Люди боятся, любят, танцуют, снова боятся, но все равно делятся своими переживаниями.
А потом рассаживаются вокруг кастрюли с супом. Играет аккордеон. Сидят очень тесно. Создается ощущение, что все они — единое целое. И все они образуют единый — Круг.