МИЛОСЕРДИЕ.RU. Ноябрь 2013
Все более популярны театры, в которых играют актеры с инвалидностью. Для чего они нужны, и как к ним относится профессиональное сообщество? Мы поговорили с режиссерами «особых» театров и ведущими театральными критиками.
Мы можем говорить об искусстве тогда, когда творческий продукт, который мы делаем, становится интересным для других людей, востребованным по самой сути, когда это творчество рассказывает что-то новое о нас самих.
Действительно, есть театральные коллективы, которые занимаются любительским творчеством. И за 12 лет существования фестиваля особых театров «Протеатр» количество коллективов, которые двигаются в сторону профессионального театра, не увеличилось.
Для справки: театральный проект «Отдаленная близость» получил в этом году ежегодную театральную премию газеты «Московский комсомолец» и стал номинантом на премию «Золотая маска».
Григорий Заславский, театральный критик, заведующий отделом культуры «Независимой газеты»:
— Меня приглашала на свои спектакли Элла Варшавская — режиссер театра «Внутреннее зрение», где играют незрячие актеры. Я посмотрел у них два спектакля. Для меня это было тяжело. Смотришь на этих людей и не можешь к ним предъявить те же требования, которые привык предъявлять к профессиональным актерам. Снижается планка оценки. Я не знаю, как оценивать такие театры.
Это очень хорошее дело, но мне кажется, это больше социальные проекты, чем театральные. Сейчас со всех сторон идет атака на театр. И происходит размывание профессиональных критериев. А я считаю, что необходимо сохранять эти критерии.
Наши актеры снимаются в кино, сериалах, их приглашают на телепередачи. Когда в фильме нужен необычный артист, приглашают человека с особенностями развития. В кино они чаще всего играют самих себя — людей с синдромом Дауна или деревенских дурачков. В театре они не играют ущербных или больных. У них серьезные классические роли.
В профессиональном театре артисты могут очень хорошо играть, у них чистая речь, дикция, пластика. Но профессиональные актеры проигрывают в искренности и открытости. Станиславский еще говорил: «Артист должен быть взрослым ребенком». А люди с синдром Дауна и есть взрослые дети, им это культивировать не надо, они такими родились.
Разделять искусство на «особое» и нет — это повесить на него ярлыки. Надо, в первую очередь, спросить этих людей — хотят ли они, чтобы о них говорили как об «особых». Мы не спрашиваем — страдал ли Пушкин психическими расстройствами. Мы читаем его поэзию. Надо вести речь о социальной интеграции и оценивать искусство по его значимости.
Не нужно сравнивать инклюзивные театры с профессиональными театрами. Это непродуктивно и неправильно. Это искусство разной природы. Могу сказать точно, что мое переживание на спектакле «Отдаленная близость» ничего общего не имеет с тем, что я испытываю на драматических спектаклях. Это очень сильное переживание. Размывать понятия профессионализма, на мой взгляд, нужно и необходимо. Для здоровья самого театра. Потому что театр — это не только система Станиславского. Границы театра гораздо шире, чем мы себе воображаем. По каким критериям можно оценивать «Отдаленную близость»? Эти критерии есть только в самом инклюзивном театре. Мы еще не знакомы с этими критериями. Нам еще предстоит этот диалог — между профессиональным и инклюзивным театром. И мы уже близки к нему.
В Центре Мейерхольда прошла первая встреча с творческим объединением «Круг», на которой мы обсуждали, как можно построить взаимодействие между профессиональным и инклюзивным театром. И мы поняли, что в первую очередь, нам нужна дискуссия — между зрителями и «особым» театром.
Для справки: Ни один из московских «особых» театров не имеет постоянной театральной площадки и вынужден каждый раз искать новую сцену для выступлений и зал для репетиций.
Cергей Макаров (синдром Дауна) — актер театра «Простодушных». За роль Миколки в х/ф «Старухи» на «Кинотавре» В.Тодоровский (председатель жюри) вручил ему и режиссеру Г.Сидорову гл. приз «Золотую Розу». Лауреат фестиваля «Сталкер», награжден Золотой медалью Ханжонковского кинофестиваля. Международная организация СIVICUS включила его в свой список людей с ограниченными возможностями, добившихся успеха. Снимался в фильмах: «Жила-была одна баба» А.Смирнова, «Борис Годунов» В.Мирзоева и других.
Алексей Федотов (аутизм) — актер театральной студии «Круг-II», является соавтором спектакля «Нарцисс и Кристофер». Спектакль стал для него возможностью увидеть свои проблемы глазами других людей. В текстах Алексея Федотова обнаружилась не только история конкретного ребенка с аутизмом, но и попытка человека осмыслить свою жизнь в контексте стигмы аутизма.
Мария Нефедова (синдром Дауна) — актриса театра «Простодушных», была героиней телефильма Кирилла Набутова «Один день с Марией Нефедовой» (НТВ). Снялась в телесериале «Закон и порядок», а также в главной роли в фильме "Дитя"(реж. Д. Брусникин).