Поддержать

Заметки с фестиваля особых театров. «Круг II»

ЛИДИЯ ТИХОНОВИЧ

Филантроп. Сентябрь 2010

 

Нарцисс и Кристофер.jpg

«Нарцисс и Кристофер» — спектакль интегрированной театральной студии «Круг II», существующей при ГОУ ЦДТ «Строгино» и РОО социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг», г. Москва.

В анонсе сказано, что это спектакль о человеке и обществе. «Перед нами эта тема раскрывается в контексте человека, имеющего особенности развития... Он — не герой, да и не стремится им быть. Он хочет быть как все, но у него не очень получается. Почему? Что делать? Вопросы... А отвечает каждый из нас, глядя в свое зеркало».

Отражения — сквозная тема спектакля. Не случайно в качестве эпиграфа выбраны слова Бенджамина Килборна «Суть смотрения в зеркало — воображение, а не видение...»

Но отражения бывают разные. Нарцисс замыкается в мире собственных аутических грез. Человек, видящий Другого как Другое Я, уже не один. А попытка понимания себя в творчестве может привести к диалогу со множеством людей. Тогда театральная сцена становится зеркалом, отражаясь в котором человек входит в пространство культуры, всякий раз заново и по-своему задавая вечные вопросы.

Текст, звучащий в спектакле, написан Алексеем Федотовым. В детстве ему поставили диагноз «аутизм», и он знает этот мир изнутри. Автор рассказывает небольшие эпизоды из жизни мальчика Кристофера. Параллельно их разыгрывают актеры студии. Кто-то из них — с очевидными особенностями, кто-то — нет. Но каждый определенно может про себя сказать, что у него есть «своеобразие развития».

Все актеры — соавторы спектакля. По словам режиссера — Андрея Афонина — большинство фрагментов были придуманы совместно на тренингах и репетициях.

Спектакль — настоящее искусство самой высокой пробы, настоящий современный театр. В нем нет ничего от благотворительного утренника, в котором разрешили поучаствовать несчастным и больным.
Круг тем, символов и цитат изыскан и достаточно сложен: здесь, например — прямые отсылы и к мифу о Нарциссе и нимфе Эхо, и к истории о Кристофере Марка Хэддона («Загадочное ночное убийство собаки»).
 
Тем не менее, действие нисколько не перегружено интеллектуально, а игра актеров удивительно эмоциональна. Она вызывала в зале отчетливый отклик и у театралов, и у зрителей с «особенностями».

Спектакль открывает мир, наполненный страхами, болью и трудностями. Но в нем есть и свои радости.

На сцене разворачивается история преодоления отчужденности от вселенной «обычных» людей. Причем это касается практически всех участников действа, и происходит непосредственно, «здесь и теперь».

В финале актеры, которые до этого говорили лишь на языке пластики и танца, вслух представляют себя: «Я очень замкнута», «Я люблю черные глаза», «Я люблю петь в горах»... И, в качестве последнего аккорда: «Я люблю своих друзей в театралке!» — произносит Алексей Федотов.

Открывая для себя Другого, «отражаясь» в нем, человек обретает новые возможности. «Люди с особенностями» это сделали. А вот готовы ли к этому так называемые «обычные» люди?