Екатерина Зотова
Размышления на эту тему занимали меня давно, но обобщить их я решила после того, как в соцсетях один за другим мне попалось несколько постов, подтвердивших их злободневность. Вот примеры проблем, с которыми столкнулись люди с инвалидностью.
Юноша с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, который с трудом окончил 9 классов на дому и пишет с чудовищными ошибками, ищет «какую-нибудь несложную работу на компе типа оператора ЭВМ». Тому, что на оператора ЭВМ нужно несколько лет учиться в колледже, он попросту не верит. Опыт социального общения близок к нулю – юноша ведет полулежачий образ жизни.
Мужчина средних лет с последствиями ДЦП, художник-любитель, искренне не понимает, почему его картины никто не хочет покупать за ту цену, которую он назначает. Более 20 лет после окончания школы он фактически был лишен родителями возможности свободного общения. Его успехи в живописи всячески хвалили педагоги и общественники, состоялось несколько персональных выставок, прошедших на благотворительной основе. После кончины мамы опека ослабла, мужчина пытается действовать самостоятельно, однако найти взаимопонимание с окружающими оказалось очень сложно.
Молодой человек с синдромом Дауна, довольно известный в инвалидном сообществе Москвы, активный участник ряда инклюзивных программ, решил найти работу на лето. В одном из постов он предлагает себя в качестве садовника или повара, в другом – педагога и воспитателя. Убеждает, что по всем этим специальностям у него есть образование. Возможно, он действительно получил профессию садовника или рабочего зеленого хозяйства в одном из колледжей Москвы. Навыки повара он мог получить во время стажировки в ресторане, которая в свое время широко освещалась в прессе как пример успешного трудоустройства людей с инвалидностью. Однако после окончания стажировки юноша на работе не задержался. Что касается педагогики – сложно понять, что вообще он имеет в виду…
Общее во всех этих случаях одно: неадекватная оценка собственных возможностей и неумение скорректировать ее, опираясь на взаимодействие с окружающим миром. Все попытки людей объяснить моим героям, в чем они неправы, разбивается на полное отторжение ими критики в свой адрес. Что же вызвало такую ситуацию?
Мы живем в социуме, для которого ложь – неотъемлемый элемент культуры. Не задумываясь, мы говорим друг другу комплименты и ставим лайки в соцсетях, тем самым приукрашивая реальность, изображаем согласие с мнением начальника или приятеля, даже если в душе с ним не согласны – просто чтобы не портить отношений, заигрываем с сексуальными партнерами. Мы пытаемся лгать даже самим себе, делая «хорошую мину при плохой игре», боясь осознать собственные слабости и проблемы. На лжи построена так называемая толерантность, когда общество, независимо от реальных чувств, берет на себя обязательство всячески демонстрировать позитивное отношение к людям из социально уязвимых групп – инвалидам, бедным, мигрантам…
На искусственное формирование позитивной атмосферы вокруг людей с инвалидностью направлено и создание «ситуации успеха» – метод, который становится все более популярным в России. Вот уже несколько лет он активно внедряется и в образование (особенно в так называемое «инклюзивное»), и в социокультурную деятельность. Суть его заключается в том, что малейшие достижения человека с инвалидностью тут же замечаются, его начинает хвалить и поддерживать всё окружение. Считается, что таким образом решается, как минимум, две задачи: человек получает стимул к дальнейшему совершенствованию и становится более значимым, успешным и привлекательным в глазах окружающих.
Между тем, далеко не всегда люди с инвалидностью, особенно – инвалиды с детства, лишенные многогранного опыта социального взаимодействия, который их сверстники начинают получать еще в детском саду, способны отличить комплимент, желание поддержать от искренней похвалы. Поэтому «ситуация успеха» в работе с ними может быть эффективна только тогда, когда она построена не на лжи, а на справедливой оценке, которая учитывает несколько важных моментов.
Первое. Успех человека с инвалидностью должен быть хоть минимальным, но – реальным; то, что он сделал сегодня, должно, пусть на микрон, отличаться в лучшую сторону от того, что он делал вчера. Недопустимо несколько раз использовать для «ситуации успеха» одно и то же достижение.
Второе. Сам человек с инвалидностью, независимо от возраста и уровня интеллектуального развития, должен понимать, за что именно его хвалят, и к чему надо стремиться, чтобы похвалили в следующий раз. Выполнение этого условия – большая работа для людей, создающих «ситуацию успеха», однако от этого напрямую зависит результат всего дела.
Третье. Для упрощения предыдущей задачи очень важно, чтобы человек видел и учился адекватно оценивать не только собственные достижения, но и достижения других людей в той же сфере. Необходимо понимать, что реальное положение человека в обществе определяется сравнением его компетенций с компетенциями других. Иначе неизбежна ситуация, когда тщательно выстраиваемый «успех» лопнет, больно ударив, прежде всего, по самому инвалиду. (У людей из моих примеров порой встречаются посты, полные глубокого отчаяния из-за невозможности найти понимание в обществе. К счастью, пока эти настроения быстро проходят.)
Четвертое. «Ситуация успеха» малоэффективна, если человека хвалят за случайное достижение, не связанное с его собственными интересами и занятиями. Например: в ходе акции он участвовал в сплаве на лодках по реке, однако особого интереса к этому виду туризма не проявил и регулярно заниматься им не собирается. Подчеркивание такого «успеха», не подкрепленного собственными усилиями, может развить лишь тщеславие и социальное иждивенчество.
Пятое. Если создание «ситуации успеха» нацелено на повышение социального статуса инвалида (например, среди одноклассников), им обязательно нужно разъяснить реальную социальную значимость его достижения.
* * *
Словом, и родителям, и специалистам, которые работают с инвалидами с детства, нужно понять: правдивость и искренность в общении с ними гораздо важнее, чем в отношениях с их здоровыми сверстниками. Да, им очень нужны похвала и поддержка, но только тогда, когда они вызваны реальными усилиями человека. И уж совсем недопустимо расхваливать скромные творческие достижения инвалида только ради того, чтобы сделать приятное ему и его близким. Ничего, кроме вреда, такая похвала не приносит! А вот благожелательный, но честный критический разбор сделанного им жизненно необходим.