Эссе
Фото:AlainLaboile
Что означает выражение-совет «быть собой»? Разве можно быть «не собой», а кем-то ещё? И тогда спрашивается кем? А были ли мы собой, когда были оплодотворенной яйцеклеткой, ребенком, подростком, взрослым, стариком? Были ли тем же самым или каждый раз разным? А в течение дня от просыпания до проваливания в глубокий сон? Сохраняем ли «свою» идентичность или просто отрабатываем некие маски-роли при взаимодействии с другими «масками-ролями», миром, ситуациями?
А еще можно «выйти из себя» и обратно зайти, или оставаться где-то вовне самого себя и при этом еще и вывести своего собеседника из себя. Вывести из его себя или своего себя? Языковая игра может продолжаться долго, ясно, что определить это самое «себя» довольно сложно. Попытаемся поиграться смыслами, обложим это «себя» со всех сторон и тогда, возможно, его можно будет поймать в сачок и исследовать подробным образом под микроскопом, но интуиция подсказывает, что рассматривать придется в пределе пустоту, то, чего нет и быть не может. Это будет похоже на то, как герой Герберта Уэллса прибегал к всевозможным ухищрениям: бинтам, очкам, длиннополым плащам и шляпам чтобы явить себя миру, ибо, будучи лишенным подобных атрибутов он превращался в ничто, невидимку, лишенную свойств, некую безликую силу, подобную ветру, незаметную глазу, но, тем не менее вполне себе ощутимую.
Оставим на время онтологический аспект проблемы, обратимся к проявлению этого феномена самопрезентации в обществе. Можно, конечно, находиться в себе самом довольно долгое время, и некоторые не испытывают при этом ни малейшего дискомфорта, но тем не менее рассмотрим самый общий случай. В обществе, в межличностных взаимодействиях проблема «бытия собой» приобретает довольно острый характер. Когда хотя бы два человека стараются при взаимодействии «быть собой», то рано или поздно ситуация становится конфликтной, поскольку каждый старается «переделать» другого явно или подспудно в силу тех или иных причин, ну хотя бы потому, что это видится каждой из сторон удобным лично для себя. Это наблюдается во всех системах межличностного взаимодействия, наиболее наглядно проявляет себя в парах «родитель-ребенок», «муж-жена», «учитель-ученик».
И тогда стороны занимаются поиском компромисса и иногда его достигают. Хотя давление и диктат также являются распространенным способом отношений. Подавить и управлять. А «проигравшему» взамен скрытно манипулировать «победителем». Кажется это самое надежное в нашем ненадежном мире. Так поступали с нами и мы поступаем также с нашими детьми, а они в свою очередь передадут это дальше и так далее до бесконечности. И все же. Как не убить в ребенке его живость, его природный огонь, жажду деятельности и познания? Как не нанести его неокрепшей психике травму, от которой он будет искать исцеления всю оставшуюся жизнь, выстраивая всевозможные механизмы защиты, лишь отчасти помогающие справиться с жизненными трудностями, а при более пристальном взгляде еще больше закрывающими возможность нормальной человеческой жизни? Где тот самый пресловутый баланс между свободой и необходимостью, который желательно поддерживать как для отдельного индивидуума, так и для всего общества в целом?
Следует признать, что мы не видим и не знаем себя настоящих, как невозможно глазу увидеть самое себя, если только в тусклое и кривое зеркало, да ведь и толку от этого немного. Не знаем настоящих, зато отождествляемся со своими «костюмами-масками» и так вживаемся в них, что продолжаем играть свои роли даже тогда, когда уже эти служебные мундиры давно сняты, а мы сидим в домашних тапках за семейным ужином. А если эти маски сняты, нет фальши, наигранности, нет привычной игры ложной личности перед собой и другими, то что же тогда может означать это бытие Собой?
Быть собой – это не бояться иметь, выражать и отстаивать свое мнение, даже не взирая на ложные отражения реальности вокруг. Быть творческим, активным, самостоятельным, ответственным за свои слова и поступки. Осознавать свою в первую очередь и чужую «теневую сторону» - зарытые в глубинах подсознания подавленные природные программы, то, что не приветствуется обществом, то, что вступает в противоречие с культурными установками и держать их под контролем, не давая им перехватить управление.
Парадоксально звучит, но быть собой это также уметь договариваться, ведь наши «враги» на самом деле – наши тени, то, что мы не можем признать в самих себе и от этого непризнания ведем бесконечные войны с самими собой, тем самым еще более усиливая их и прославляя. Ведь если очистить эти подсознательные подвалы, осознать все эти ограничивающие убеждения, давным-давно потерявшие свой смысл, предрассудки, стереотипы, то у нас появится шанс передать нашим детям не страх, а то, что принадлежит каждому человеческому существу по праву рождения. А это наше естественное состояние свободных и активных существ. Это состояние невинности, открытости, доверия, безошибочное чувство правильного действия, простота, невозмутимость, милосердие, юмор, равновесие, свобода от злости и мелочных обид в обе стороны, отсутствие страха, щедрость и понимание фундаментального единства всех форм жизни. Это и есть в конечном итоге цель и смысл куда стоит стремиться – по настоящему знать себя и других, а, следовательно, действительно быть собой наяву, а не в воображении.