Поддержать

Архив новостей

 

Комплексный подход к развитию детско-родительских отношений

Осипова Елена Андреевна
Клинический психолог,
ведущий специалист “Интегрированный театр-студия “КРУГII””
 

Picture 1.png

Спектакль театра-студии «Круг II» «Прикосновение». Фото Леонида Селеменева

 

Существует множество систем и различных подходов к развитию ребенка с ментальной инвалидностью в условиях семьи. Родительской позиции уделяется много внимания: выпускаются курсы, позволяющие лучше понимать ребенка и развивать его, обучающие программы, которые учат родителя взаимодействию со своим ребенком, родительские сообщества полны советов, начиная от коррекционных и медицинских мероприятий до альтернативных и сомнительных методик. Каждая методика рассчитывает включить родителя в стратегию реабилитации. С одной стороны - это необходимое явление, которое позволяет  не “потеряться”, оказаться в системе, которая направит, поддержит, с другой стороны, зачастую, подчиняет  себе, делает зависимым от определенного мировоззрения.

Часто мы наблюдаем за тем, как родитель активно принимает участие в реабилитационном процессе, следит за развитием навыков, владеет критериями оценки развития своего ребенка, бесконечно образовывается в области педагогики и психологии. Зачастую, дети таких родителей ходят на огромное количество занятий, в их расписании нет свободного времени, родителю же приходится бросать работу, чтобы везде сопровождать ребенка. 

Бывают случаи, когда родитель становится тьютором своему ребенку и сидит с ним за партой в школе. Все ради того, чтобы, как ему кажется, сделать процесс развития  более эффективным. Безусловно, без родительской поддержки, на одном педагогическом усилии специалиста невозможно сформировать и закрепить в ребенке опыт, но речь совсем о другом, о том, какую именно роль в образовании, развитии личности и жизни ребенка с ментальной инвалидностью в целом, играет родитель. В качестве примера, мне доводилось встречаться с родителями, которые рассказывали  о том, как мне стоит общаться с их ребенком и чем заниматься, игнорируя тот факт, что специалист для их ребенка - я, а они для него - родители. 

Со временем, отношения, где родитель погружен во все сферы жизни ребенка, перерастают в симбиотические, где ребенок не стремится принимать самостоятельных решений, а все его возражения приобретают формы “нежелательного” поведения и воспринимаются родителем, как негативные, а следовательно, требующие коррекции. А родитель, в свою очередь, ощущает эмоциональное выгорание, поскольку подчинил свою жизнь проблемам ребенка и поискам способов их решения.

При наличии такой позиции хотя бы у одного родителя, семья встречается с разнообразием кризисов, которые затрагивают отношения между взрослыми, каждым взрослым и ребенком с особенностями развития, родителями и сиблингами, если они есть, и у сиблингов друг с другом. 

Основной проблемой становится то, что являлось целью изначально - понимание и коммуникация. Поскольку коммуникация складывалась вокруг освоения конкретных навыков и механизмов, глубокое понимание личности и психоэмоциональных потребностей ребенка, не случилось. 

Коммуникация - основа для развития представлений о мире и разнообразии человеческих отношений, именно развитие коммуникации и потребности в ее разнообразии говорит нам о том, что человек взрослеет. Именно поэтому она сама по себе самоценна, а не является механизмом реализации желания родителя вложить в ребенка с ее помощью больше навыков. Коммуникация между родителем и ребенком, на определенном этапе отношений, воспринимается ребенком как огромный и совершенно самодостаточный мир, наполненный необходимым эмоциональным контентом.

В процессе взросления социальные отношения ребенка претерпевают массу изменений, и если его отношения с родителем не меняются и не развиваются, понимание мотивов ребенка осуществляется неверно, ребенок выдает нестандартную реакцию, которая пугает родителя, поскольку не укладывается в его представления. Если родитель по прежнему пытается сохранить позицию самого значимого человека, настаивает на  роли ментора с элементами непрерывного внешнего контроля, он обязательно встретится с обратной стороной “медали”- личностным кризисом и кризисом отношений с ребенком.

Часто на столь крепкую связь родителя и ребенка влияет установка родителя, что это его “крест” и он должен “нести его всю жизнь”, в этот момент акцент с собственной жизни смещается. Смыслом жизни становится подвиг в отношении ребенка. Кроме того, родитель уходит все дальше от мысли, что его жизнь имеет самостоятельный путь,  также, не осознает, что и жизнь ребенка- его отдельный путь. У этих путей есть пересечение и совместное развитие, но у каждого пути своя цель и свои задачи. 

Когда нет этого понимания у родителя, процесс становления личности ребенка будет встречаться с препятствием в виде: 

  • тотального контроля родителем социального окружения ребенка, его занятий и всех направлений его жизни, в том числе, чему учиться и где,
  • симбиоза с родителем, 
  • отсутствием собственного выбора, 
  • отсутствием возможности сделать собственную ошибку и увидеть последствия, 
  • отсутствием самостоятельности и самоценности,
  • отсутствием рефлексивного типа мышления в целом.

Ребенок так и не научится самостоятельно справляться с трудностями, контролировать собственные эмоции, прикладывать усилия, понимать, что ему нравится, а что нет, общаться, а следовательно никогда не станет готовым к широкой социализации.

Такой сложный спектр последствий вызван совершенно естественным и благим желанием родителя, помочь своему ребенку. Вопрос лишь в том, где границы помощи, где родитель может позволить ребенку отношения с миром, когда тот в них нуждается, и уйти на второй план…

Всякий раз, когда я наблюдаю, как родитель “несет свой крест”, уверенный, что его не с кем разделить, я предлагаю встать на другой путь, путь который мы выбрали внутри нашего сообщества “Интегрированный театр-студия “КРУГ II”. 

Основой нашей жизни является общество, которое построено вокруг творческой деятельности и искусства. Творческая деятельность создается из конкретных свобод и ограничений человека, которые формируются в ответ на бытовой опыт. Творчество черпает себя из способности быть самостоятельным даже в мелочах, проявлять свои желания, иметь желание взаимодействовать, стремиться разделить переживания. 

Часто, когда человек попадает в интенсивную социальную и творческую среду, мы наблюдаем, как рост, неизбежно идущий вслед за интенсивным вызовом среды, пробуждает в человеке отклик в виде новых потребностей и новых страхов. Страх всегда следует за развитием сознания: оповещает о развитии представлений о внешнем мире и процессах, протекающих в нем, но кроме того, о развитии внутреннего мира и его границ.   Любой процесс, идущий внутри человека можно понять, если оценивать поведение целостно, без отрыва от предыдущего социального опыта с пониманием того, какие задачи человек решает на данный момент, какие кризисы, в том числе застарелые и не пройденные, проходит сейчас.  Для этого необходимо расширить интерпретацию его поведения, и насытить его среду разнообразными переживаниями. Лучше всего для этого подойдет плотная творческая и социальная среда, где ребенок познает новый телесный, сенсорный, эмоциональный и социальный опыт.  Станет частью сообщества, которое поможет ему усвоить широкий спектр правил и норм, научиться себя регулировать на основе этих представлений. В условиях семьи, правильной стратегией будет отдать ребенку часть обязанностей и поддержать его в их выполнении. Таким образом, родитель сможет дать понять ребенку, что от него многое зависит, его вклад сделает его равноправным участником семейного сообщества. 

 

Часто, попадая в насыщенную творчеством и отношениями среду, у ребенка случается то, что родителем часто воспринимается как кризис. В эти  моменты мы наблюдаем, какие шаги предпринимают родители. Чаще всего, кризис и нежелательное поведение воспринимаются как регресс или  усталость ребенка от работы, и то и другое имеет отношение к перенапряжению, поэтому стоят в одном ряду. Поэтому, их решение, чаще всего, снизить нагрузку, прибавить опеки, решить за ребенка (а чаще всего взрослого человека с ментальной инвалидностью), степень его участия в деятельности. Страх “срыва”, уверенность, что именно так его можно обойти, перекрывает необходимость по-новому вглядеться в суть переживаний взрослого ребенка, поддержать его как человека, имеющего право на изменения. В таком случае необходимо сохранить за ним ответственность, там, где он ее имел, продолжать доверять ему, менять отношения с ним, взрослеть вместе, давать ему право на собственные переживания, и самое важное, поддерживать сообщество, в котором он находится, поскольку именно оно, чаще всего, как является катализатором перемен, так и находит им конструктивный выход. Путь доверия - это путь признания возможности ребенка сделать ошибку, но, несмотря на это, способность дать ему возможность получить свой опыт самостоятельно. Это сложный путь, поскольку связан с переживанием родителем страха за психологическую, а иногда и физическую безопасность ребенка. Но, несмотря на это, именно такие отношения способны развиваться. На практике мы наблюдаем, как так называемый кризис разрешается в пользу личностного роста, как у ребенка, так и родителя, в том случае, если стратегия - остаться в сообществе, пройти через эмоциональные трудности и найти новые смыслы.

В конце мне бы хотелось отметить, что, несмотря на все трудности, с которыми встречается родитель ребенка с ментальной инвалидностью, основную роль в жизненных переменах играет наша способность доверять друг другу и прислушиваться к эмоциональным потребностям. Сначала - это доверие специалистам, затем доверие собственному ребенку, которое возымеет плоды в виде развития как его внутреннего мира, отношений с людьми, так и жизни самого родителя.

Мы часто наблюдаем за тем, как доверие, данное ребенку, возвращается родителю в виде самостоятельности, активности, продуктивности и ответственности. А чуткость родителя к переменам, отсутствие тактики подчинения всех переживаний ребенка, создает безопасные, непрерывно наполняющиеся новыми эмоциональными переживаниями, отношения.