Для каждого артиста важно, как он двигается и как говорит, как работают его тело и речь внутри художественного произведения. Хореограф и перформер Анатолий Власов (Франция) давно и много занимается тем, что задает вопросы телу и речи, создавая на их пересечении новые смыслы. На занятии с ним актеры «Круга II» немного повеселились и побыли серьезными, по-новому посмотрели на свои тела и попробовали придумать что-то свое, смешивая движение со звуком.
Вот наш разговор с Анатолием о его перформативной технике, работе с людьми с особенностями развития и зрительском взгляде:
— Какие у вас впечатления после сегодняшнего занятия?
— Очень разные и интересные. Я думаю, что в России не просто организовать такого рода пространство, как «Круг II». Мне было интересно поработать с вашими ребятами, потому что каждый из них специфичен, у каждого свой мир, и эти миры очень интересно открывать.
— У вас уже был опыт работы с людьми с особенностями развития?
— Да, я 10 лет работал с людьми с болезнью Хантингтона, занимался с ними танцами. И уже где-то 15 работаю с людьми с аутизмом — с ними мы сделали несколько пьес и фильмов.
Более того, у меня есть не только опыт, но и методика, которая заключается в том, что если я отталкиваюсь от человека и иду в его сторону, то у него появляется много желания работать, и это желание дает удовольствие. А когда человек получает удовольствие, он может превосходить себя. Такого рода подход может показаться достаточно простым на словах, но фокус заключается в том, что найти желание того, что человек действительно хочет делать, очень трудно.
— Расскажите о технике Фонезии — на чем она основана и как работает?
— Она основана на артикуляции между движением тела, то есть танцем, и речью. Эту практику можно сравнить с работой диск-жокея — он миксирует разные диски, а я занимаюсь миксированием того, что делает тело, с голосом и смыслом. Эти три линии и определяют фокус зрительского внимания — иногда оно обращается к тому, что я делаю со своим телом, иногда к голосу, иногда на отношения, которые между ними возникают. Вот это я и называю Фонезией.
— А в чем для вас отличие между работой с людьми с особенностями развития и людьми без них? В вашем опыте было больше похожего или различного?
— Я бы сказал, что больше похожего. Похожесть в том, что все мы разные, у всех свои проблемы, у всех есть конфронтации с кодировками, которые на нас давят — будь то другие люди, система, или что-то еще. Все это давление может отделить нас от нашего желания. Мы очень много функционируем, отталкиваясь от желания других людей, забывая о своих собственных.
Иногда мне бывает проще работать с людьми с особенностями, потому что в их сторону мало кто идет, и, когда идешь в их сторону, они очень довольны, и очень быстро продвигаются.
— А как выстраиваются отношения со зрителями? Какая реакция вам больше всего интересна?
— Мне интересно, что зритель задумается. О чем — все равно. Когда я сам смотрю что-то, мне как зрителю интересно удивляться и настораживаться, быть перед чем-то, чего я не понимаю. Мне нравится то, что приводит меня в вопросительное состояние. И мне кажется, что когда я склеиваю то, что говорю с тем, что делаю, а потом расклеиваю, внутри образуется пространство, в котором я начинаю задавать вопросы, например: почему до этого было так, а потом так? Вот это мне и нравится. Нравится в том смысле, что меня лично это интригует.
Я много работаю над границей между сценой и зрителем. Эту границу в своих пьесах я размываю, сверлю, сгибаю. Например, пьеса с людьми с аутизмом —круглая, зрители сидят на сцене, а перформеры циркулируют вокруг, входят внутрь, выходят и опять циркулируют. То есть там нет границы. В другой танцевальной пьесе танцоры просачиваются между публикой. Есть вообще интерактивные перформансы, где я даю людям слова и начинаю с ними работать —проглатывать, копировать.
— У вас есть что пожелать «Кругу II»?
— Хочу пожелать театру новых творческих проектов, потому что для меня творчество и есть та неожиданность, с которой мы встречаем жизнь. Высоцкий в одной песне предлагает взять своего друга в горы, чтобы понять, кто он на самом деле. Так вот, художественный проект для меня и есть такое рискованное путешествие. Поэтому я хочу пожелать «Кругу II» холмов и Эверестов».