Всероссийская газета «Надежда». Май 2012
А событие было такое – спектакль в учебном театре ГИТИСа «Нарцисс и Кристофер». Постоянной площадки у этого спектакля нет, и увидеть его можно совсем не часто. Его поставил режиссер Андрей Афонин с актерами интегрированной театральной студии «Круг II». Спектакль о человеке и обществе, которые противостоят друг другу. Но это не просто герой и безликая масса. Речь идет о человеке, имеющем особенности развития, который хочет быть как все, но у него это не очень получается… Почему? Он делает шаги навстречу, а общество? А обществу Кристофер не нужен. Он непонятен, неудобен, но, отторгая его, члены этого «нормального» общества утрачивают уникальную возможность понять окружающий многообразный и тонкий мир человеческих отношений.
Потом, разговаривая с режиссером Андреем Афониным, я поняла, что этот спектакль нужно смотреть не один раз, открывая слой за слоем все его смыслы, делая все новые эстетические открытия. Согласитесь, немногие современные театральные постановки побуждают зрителя вернуться к ним вновь, сделать над собой усилия, чтобы понять послание актеров, режиссера.
Текст, который звучит в спектакле, написан Алексеем Федотовым. Он повествует лишь о небольшой части жизни Кристофера – яркого представителя «иного человека». Он – аутист. Алексею в детстве тоже был поставлен такой диагноз. Рассказывая со сцены историю Кристофера, он пытается осмыслить свою жизнь через жизнь своего литературного персонажа.
С раннего детства попав в категорию детей с особенностями развития, Алексей Федотов за три с лишним десятилетия прошел реабилитацию во всех столичных центрах для таких людей. И пришел в театральную студию. Из «Круга» он никуда уходить не хочет, ему здесь хорошо. По словам Алексея, он полноправный участник не только творческого процесса, но и полноценной жизни. Более того, он стал очень важным звеном этой жизни. Он свидетельствует, что у всех ребят с особенностями развития есть перспектива успешной интеграции в социум, самореализации.
Что же это за «Круг», в котором дети, подростки, молодые люди с нарушениями интеллектуального, психического развития, иногда с очень глубокими нарушениями, живут, развиваются, занимаются творчеством?
РОО социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг» функционирует на базе государственного учреждения дополнительного образования «Строгино». В нем – четыре театральных студии. Наталья Тимофеевна Попова — клинический психолог, старший научный сотрудник лаборатории социокультурной реабилитации Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета и художественный руководитель интегрированной театральной студии. Я у нее спросила: «Почему в «Круге» такое большое место занимает театр? Разве в театральном действии есть какие-то необыкновенные ресурсы для реабилитации людей с особенностями развития?».Оказывается, есть! Если понимать театр широко – как символическую деятельность.
Центр существует 23 года, а в его нынешнем формате – 12 лет. Нынешний формат – это стимулирование творческого начала в ребенке в любой момент его пребывания в «Круге». Потому что именно в ситуации творчества видна самоценность и успешность ребенка. Наталья Тимофеевна утверждает, что творчество – это не вершина человеческой деятельности, а ее основа.
В «Круге» занимаются более 150 детей, подростков и молодых людей. А точнее сказать — семей. Это не только ребенок с особенностями развития, но и его родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, не имеющие таких особенностей. Как такой семье войти в ситуацию, в которой она чувствует себя комфортно, где и больной, и здоровый ребенок находит свою форму активности, а родители – возможность пообщаться с теми, у кого похожие проблемы, кто уже имеет опыт их разрешения? Где место, в котором родителей научат общаться со своим «особым» ребенком и – получать радость от этого общения? Такое место – в «Круге».
Здесь реализуются 32 программы социокультурной реабилитации – на четырех уровнях. На самый первый, подготовительный, приходят родители с детьми от 3-х до 9-ти лет, занятия здесь проходят индивидуально, в мини-группах. На них происходит самое главное для семьи – коррекция родительско-детских отношений.
Другая программа – 3-летний реабилитационный цикл. Это комплекс коррекционно-развивающих программ для детей и подростков с нарушениями в развитии средней степени тяжести. Они получают знания и русского языка, и математики, и естественных дисциплин, они усваивают элементы научного знания, но через образы, игру, а это и есть театральное действие. Этим детям важно понять иерархичность мира и свое место, свои возможности в нем.
Когда Наталья Тимофеевна показала мне в одной из мастерских большую, в человеческий рост, куклу-ведунью, я поняла, как сложные понятия можно объяснить без слов, если слова не могут пробиться к сознанию «особого» ребенка. У этой куклы и стоящего впереди ребенка – общие руки, их существа «закольцованы». Разве словами можно сказать больше – о взаимной ответственности, тревоге, любви?
Семьи, прошедшие трехлетний реабилитационный цикл в «Круге», как правило, уже не теряют друг друга, дружат, вместе отдыхают, вместе переживают трудности. Дети и родители из некоторых семей приходят сюда 5 —6 раз в неделю. А в летние месяцы живут в реабилитационных лагерях, где каждый день наполнен интенсивной работой.
В «Круге» несколько мастерских: керамическая, столярная, швейная, арт-мастерская, мастерская по изготовлению валяных изделий, деревянных, есть ткацкий станок… В мастерских занимаются дети разных возрастов, с разными нарушениями в развитии.
Несмотря на многообразие программ, здесь всего 16 педагогов. У каждого из них два высших образования, плюс совершенное владение каким-либо ремеслом: рисованием, лепкой, игрой на музыкальном инструменте… Но постоянно работают до 20 волонтеров, а на больших проектах – до 100 человек.
На 4-м уровне молодые люди старше 18 лет занимаются самостоятельной творческой деятельностью – в мастерских, театральных студиях. Таким образом, в «Круге» выстроена возрастная вертикаль: от младенчества до молодости и взросления. Авторская методика социально-культурной реабилитации предполагает целостный подход, а ее ядром является именно театральная деятельность.
Руководитель студии «Круг II» Андрей Афонин работает режиссером пантомимы и пластического театра 15 лет. К тому времени у него уже был многолетний опыт работы с «особыми» детьми. Начиная с 2001 года, «Круг» каждые три года проводит в Москве фестивали особых театров «Протеатр», количество особых театров в России растет, они становятся явлением культуры. И все же не это главное.
Андрей Борисович говорит: «Я остаюсь прежде всего педагогом. А цель нашего театра – развитие личности каждого актера. За три года мы показали семь версий «Нарцисса и Кристофера». Тот, кто видел их все, замечает, как меняются актеры, их поведение. Для меня каждый спектакль – открытие, ведь основное место на сцене занимает импровизация. Я бываю по-настоящему счастлив, когда вижу, как актер, выполняя поставленную мною задачу, самостоятельно находит выразительные средства. В Центре я работаю с маленькими детьми-аутистами, которые вообще не могут общаться. Поэтому спектакль связан с моим видением того, как может происходить процесс социализации таких людей».
Идея постановки и показа на театральной сцене спектаклей театральных студий «Круга» у Натальи Поповой и Андрея Афонина вызревала несколько лет, а воплотилась в жизнь, когда проект получил финансовую поддержку Европейской комиссии в сфере культуры. Сегодня спектакли «Взгляд» (режиссер Наталья Попова) и «Нарцисс и Кристофер» показывают не только в Москве, актеры студий выезжают на гастроли. У них есть свой зритель, как и у любого театра, только задачи у особого театра – сложнее, объемнее.
Познакомившись с направлениями деятельности «Круга», я поняла, что такой спектакль, как «Нарцисс и Кристофер», мог родиться только здесь. В уютном доме, где каждый «особый» человек, ребенок или взрослый, чувствует: он нужен, его понимают, он под защитой. Финальная сцена спектакля дает надежду. В ней Соня и Кристофер сидят за столом в круге теплого света, разливая друг другу чай, а потом разводят ладони вверх и в стороны, изображая то ли растущее дерево, то ли распускающийся цветок. «Особый» человек перестает быть замкнутым на себе, раскрывается миру, потому что он больше не один.
Но рано или поздно всем нам приходится выходить за пределы доброго и родного круга. Что там ждет такого Кристофера? Так, может быть, помощь нужна не ему, а миру «нормальных» людей, откуда уходят простые человеческие чувства — жалость, сочувствие, любовь?
Об этом вдруг сказала Наталья Тимофеевна, глядя в окно кабинета, мимо которого все время шли ребята – большие и маленькие, с родителями и самостоятельно. Они шли в «Круг».
Когда верстался номер, стало известно, что театр-студия «Круг II» стала лауреатом Международной премии «Филантроп», получив 1 премию в подноминации «Театральное искусство»
Поздравляем!
Фото Константина КАПУНОВА