Поддержать

Аутисты находят себя на сцене театра

Екатерина Березовская

Первый Канал. Октябрь 2014

 

Уникальная театральная премьера. В театре-студии «Круг 2» — лауреате «Золотой маски» 2014 года — новый спектакль — «Кристофер и отец». Авторы —все члены труппы. И это их путешествие в собственное детство. А необычность театра в том, что почти все актеры — люди с особенным психическим развитием. Все, кто видел их спектакли, называют это «чудом».

Перед началом репетиции Леша любит немного побыть один, чтобы перестать волноваться и постараться осознать: это все происходит с ним. Это он без труда говорит скороговорки, делает упражнения на растяжку и, глядя в глаза коллегам-актерам, чувствует какой-то невероятный прилив свободы и счастья. Счастья, что, живя с аутизмом, он может расправить плечи, гордо поднять голову и твердо сказать: кошмар, который он пережил, больше никогда не вернется.

«Я боялся, когда машина сигналит, сигнала машины и самосвала, и поэтому становился к машине спиной, чтобы не слышать сигнал, который я боялся», —говорит Алексей Федотов, актер театра «Круг 2».

Больнее страхов било непонимание. Вакуум общения не просто давил — уничтожал. То, что Леша пришел в театральную студию «Круг 2» — для таких же, как он, особенных актеров — ее основатель и режиссер Андрей Афонин называет не иначе, как «чудом». Он хорошо помнит: молодой человек только бормотал вполголоса что-то, на первый взгляд, бессвязное. Но это только на первый взгляд. В потоке мыслей читалась путаная, парадоксальная Лешина биография, рассказанная от лица мальчика Кристофера. Эти обрывки воспоминаний Андрей Афонин выстроил в сюжет и еще 5 лет назад поставил спектакль.

У новой истории — «Кристофер и отец» 14 авторов. Фундамент постановки — воспоминания всех членов труппы и их путешествие в страну собственного детства.

На сцене минимализм. От пронзительной игры актеров ничего не должно отвлекать. На 2,5 часа они будто приглашают зрителя на свою особую планету, где непохожим на других быть не страшно, где все предметы живые, и даже золотистый песок можно услышать и понять, как собеседника.

Воспоминания о своем детстве Саша Довгаль передал одним лишь языком тела. Старец с завязанными глазами как символ: когда ты «другой», на мир вокруг не хочется смотреть, чужая боль в нем всегда некстати.

«Я сначала боялся на сцену выходить, комплексовал по этому поводу, потом решил, смотрю, сколько ребят со своими проблемами, и как они выкладываются, как они себя показывают, и я вот решил попробовать, почему бы и нет», — говорит Александр Довгань, актер театра «Круг-2».

С этого «почему бы и нет» для каждого из них начался путь собственных побед, куда более важных, чем умение запоминать текст и двигаться на сцене. Через несколько лет после попадания в театральную студию Женя, которой диагноз шизофрения поставили в 17, впервые спустилась в метро, Наташа стала говорить по телефону, Саша нашел свою любовь и собирается жениться. И это главный талант его актеров, говорит Андрей Афонин — не бояться жить.

«У нас нет никакого налета инвалидности, жалости и так далее — они абсолютно счастливы, они живут полноценной жизнью; меняется их социальный статус, и отношение родителей к ним меняется, потому что они видят совершенно других людей на сцене, которых они никогда в жизни не видели, и они поражаются», — отмечает Андрей Афонин, художественный руководитель и режиссер театральной студии «Круг 2».

На развивающие занятия в театральную студию Лидия Васильевна привела Наташу почти 20 лет назад. Тогда не могла поверить, что дочь увидит на сцене, а та сможет доказать всем: любовь близких и любовь к жизни может совершить невозможное.

Эта большая и дружная семья теперь и его. Выпускник школы-студии МХАТ Алексей Жиров, один из трех профессиональных актеров, занятых в спектакле, говорит: принял приглашение режиссера участвовать в постановке, не задумываясь. Пришел, чтобы актеров это особенной труппы учить сценическому мастерству, а в итоге у них учился сам.

«Их мера искренности не такая, как у обычного актера, вот, и надо сначала их услышать, чтобы не фальшивить в этом смысле; и, мне кажется, это очень здорово, потому что актеру надо всю жизнь искать настоящую искренность, настоящее чувство правды, не терять его», — говорит актер Алексей Жиров.

Этот урок искренности пролетел на одном дыхании. А со сцены в диалогах и или между строк звучала главная мысль. Наше отношение к «не таким как все» и определяет, насколько мы сами люди.