Журнал «Синдром Дауна. XXI век», № 2 (5). Январь 2010
20–26 сентября в Москве прошел Четвертый фестиваль особых театров «Протеатр». Событие это случается раз в три года, и потому ждут его всегда с особым волнением и предвкушением чего-то нового. Фестиваль, с одной стороны, один из элементов, а с другой — итог трехлетней деятельности творческих коллективов в сфере становления и развития особого искусства. Она включает проведение выставок и научных конференций, мастер-классов и различных театральных проектов, постоянную работу с актерами.
Какое место занимает фестиваль особых театров в современном театральном мире? Участники пресс-конференции, казалось, видели в ответе на этот вопрос общую точку, однако подходили к ней с разных сторон. «Протеатр», будучи, бесспорно, значимым явлением театральной жизни, ведет к истокам театрального искусства. Позже, уже во время проведения фестиваля, зрители могли убедиться в этом воочию. И не только благодаря театральным постановкам. Так, организация «Круг» в качестве своеобразного подарка зрителям приготовила концертные номера: перед началом каждого спектакля студийцы «Круга» исполняли вместе с профессиональными музыкантами (скрипачами, баянистами, пианистами) небольшие импровизации. Но самое интересное, что ребята при этом играли на этнических барабанах! Такое, на первый взгляд, сочетание несочетаемого дало поразительный эффект слияния чего-то первоосновного, архаичного, аутентичного с самым современным, рафинированным и профессиональным.
«Протеатр» является своеобразным маяком, ориентиром для особых театров, в первую очередь российских. Коллективы из разных регионов через встречи в пространстве фестиваля видят, куда им идти, как развиваться, перестают бояться преград и одиночества на этом пути. По словам доктора Вольфа Иро, представителя Немецкого культурного центра им. Гете при посольстве Германии в Москве, именно на фестивале возникает настоящий театр, который позволяет реализоваться мечте о толерантности.
Важно и то, что «Протеатр» — это пространство скорее культурного, нежели социального взаимодействия. Здесь человек с ограниченными возможностями воспринимается исключительно как актер. Потому, как правильно заметил член жюри фестиваля Андрей Максович Райкин, шеф-редактор телеканала «Культура», «Протеатр» — это не особый вид искусства. Это просто искусство. В искусстве, как мы знаем, было достаточно людей с ограниченными возможностями: вспомним хотя бы Гомера, Эзопа, Бетховена, Тулуз-Лотрека. Все они остались в истории не как инвалиды, а как великие творцы. В этом ключе фестиваль дает возможность Актеру выйти к Зрителю, встретиться с ним.
Особый театр — это пространства и коллективы, в рамках которых взаимодействуют люди с особенностями развития: нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной недостаточностью, с генетическими и психическими заболеваниями, а также здоровые люди, которые хотят научиться смотреть на мир другими глазами. Порой невозможно понять, кто из актеров имеет какие-то нарушения, а кто нет, хотя... Наверное, каждый, в том числе и зритель, может сказать о том, что он имеет те или иные особенности развития. Тем не менее, фестиваль «Протеатр» собирает на одной сцене разные особые театры, не разделяя их по характеру инвалидности, степени профессионализма, жанрам и стилям. Это многообразие позволяет зрителю задуматься о собственной индивидуальности, своем внутреннем мире и его ценностях, о своих способностях и их проявлении вовне.
В отличие от «Взгляда», спектакль «Нарцисс и Кристофер» (реж. А. Б. Афонин) основан на сюжетной истории, автор которой Алексей Федотов — участник театральной студии «Круг». Через жизнь персонажа (Кристофера), человека с диагнозом «ранний детский аутизм», он пытается осмыслить свою жизнь. Он сам рассказывает свои истории со сцены, а другие? актеры разыгрывают их. Через Кристофера зрителю приоткрывается мир особого человека с его страхами, трудностями и радостями. Необычное сочетание визуального, вербального и музыкального планов помогает постижению и более глубокого пласта идей, лежащих в основе постановки. Спектакль не дает готовых ответов, но приоткрывает глубину проблем, связанных с принятием человеком самого себя.
На фестивале был представлен также пластический спектакль «Брат» («Brother») театра танца «CHANG» (г. Сеул, Южная Корея). Вся работа театра — это прорыв в область современного танца (contemporary dance). В 2008 году театр открыл новую для себя тему — тему человека с инвалидностью. Был поставлен удивительный по своей простоте и мощному эмоциональному заряду спектакль «Брат»: история двух братьев, один из которых инвалид. Лишь совершив предательство по отношению к брату-инвалиду, второй из братьев осознает, что нет возможности порвать кровную связь. Брат без брата — не брат. В этой сценической истории нашла отражение личная история автора и хореографа Н. Кима. Партию брата-инвалида исполняет танцор с нарушением опорно-двигательного аппарата. На примере его танца можно увидеть рождение уникальной хореографии, расширяющей представление зрителя о возможностях человеческого тела.
Еще один интересный образец театра, работающего в пластическом жанре,— собрание пластических миниатюр «Я такое дерево» студии пантомимы «Жест», г. Новосибирска (реж. А. В. Талашкин). Коллектив работает на стыке пантомимы и «черного театра» (использующего эффект свечения белых предметов в темноте при ультрафиолетовом освещении). «Черный театр» помогает создать яркие образы-аллегории, пантомима задает точность их группового исполнения. Каждая миниатюра — сотворение нового мира в борьбе света с тьмой. Все они объединены общей темой, заявленной в названии: «Я — такое дерево. Не лучше и не хуже, просто другое...»
Каждый пластический спектакль фестиваля «Протеатр» своими средствами раскрывал перед зрителем мир особого человека с его переживаниями, взлетами и падениями, мечтами и разочарованиями. В этом же ряду стоит и спектакль «И был день» школы-студии театра «Индиго» (г. Томск, реж. А. Ф. Постников). Он приоткрывает для нас мир неслышащего человека. Это заявка на новую драматургию для театра неслышащих. Рассказ ведется от первого лица и потому звучит особенно непосредственно и искренне.
Завершал фестиваль пластический спектакль «Отражения» театра движения «ЛИК» (г. Ташкент, Узбекистан, автор и постановщик Л. П. Севастьянова). Классическая и традиционная итальянская музыка, поэзия, античная скульптура, полотна художников эпохи Возрождения, комедия дель арте, фильмы Феллини и другие явления итальянского искусства нашли воплощение в образах современного танцевального театра. Спектакль основан на импровизациях участников, размышлявших над тем, как именно прекрасные образцы искусства прошлого отражаются в настоящем, в их личном опыте. Восхищение красотой и стремление к идеалу ощущаются в каждом движении, каждом жесте танцоров.
Совершенно иные средства используют режиссеры театров, работающих в драматическом жанре. В драматическом произведении сюжет, характеры героев и поставленные проблемы выражаются в речи актеров, в их непосредственной, полной самоотдачи игре. Странно, иногда даже страшно и непривычно было видеть на сцене в высшей степени живую, честную игру актеров московского «Театра Простодушных». Спектакль «Прение живота со смертью» по пьесе А. М. Ремизова (реж. И. Неупокоев) поднимает, казалось бы, неподъемные для актеров с синдромом Дауна темы: веры и безверья, жизни и смерти, любви и ненависти, служения и предательства. Однако то, как блестяще актеры решают поставленные перед ними задачи, наполняя ткань спектакля юмором и атмосферой народного гуляния, а через минуту — чувством боли и жизни на пределе, поражает любого зрителя.
Совсем другой, европейский театр новой волны показали гости из Германии — театр «Thikwa» со спектаклем «Еще живы. Уже вычеркнуты из памяти» (реж. Г. Хартманн). В основе спектакля — истории из знаменитой в Западной Европе книги Ханса Принцхорна «Искусство душевнобольных», в которой собрано более 5000 произведений изобразительного искусства и литературы, созданных в начале ХХ века пациентами психиатрической клиники. Эта книга стала одной из вех на пути признания нового художественного феномена, названного «ар брют» («искусство аутсайдеров») и оказавшего заметное влияние на сюрреалистов. На сцене нет традиционных персонажей с их биографиями. Актеры произносят абсурдные тексты, играя словами, жонглируя образами и открывая зрителю доселе неизведанные миры. Неожиданно оказывается, что через хаос пластических, музыкальных, словесных образов проявляется человеческая душа, живущая порой в негостеприимных, злых, а порой в добродушных и радостных мирах. Такое пронзительное по своей искренности открытие глубин души человека стало возможным благодаря, во-первых, мастерски использованным режиссерским приемам, а во-вторых — потрясающей игре актеров, в том числе и людей с синдромом Дауна.
Наряду с достаточно известными особыми театрами на сцене фестиваля показали свои работы и молодые коллективы. Одна из них — спектакль «Иванушка и медведь» по мотивам сказки М. Горького театральной студии «Синяя птица» (поселок Шапки Тосненского района Ленинградской области, реж. Е. Б. Николаева). Молодой театральный коллектив завоевывает внимание зрителя искренней и безыскусной игрой актеров. Простота выразительных средств, лубочность сюжета, наивный характер исполнения ассоциируются с постановками в жанре народного театра. Это спектакль тех и для тех, кому интересен сам феномен игры.
В стиле народного театра поставлен также спектакль по пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба — простодушные фантазии» театральной студии «Я и Ты» (г. Псков). Гротескный стиль народного театра как нельзя лучше соответствует духу гоголевского произведения. Стремление найти спутника жизни и неверие в личное счастье, поиск своей доли, стыдливость, боязнь и неумение выстраивать отношения — темы гоголевской «Женитьбы», касающиеся каждого человека и чрезвычайно остро переживаемые человеком с особенностями развития. Актеры играют ярко, пронзительно, искренне.