Поддержать

Творчество других: как в России развивается инклюзивное искусство

Москва 24. Декабрь 2016

 

Москва 24.jpg

 Фото: Атнон Ростовский

В начале зимы впервые прошел Всероссийский форум-фестиваль инклюзивных искусств «Вдохновение». На заключительном показе работ в Центральном доме художников выступали новосибирские певцы, московские музыканты и хореографы, воронежские актеры театра и петербургские мультипликаторы. Корреспондент m24.ru посетил киноконцертный зал в ЦДХ, пообщался с организаторами и участниками фестиваля.

Пока гости гуляли по закрывающейся ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction в ЦДХ, практически между строк — стендов трехсот издательств из разных стран, которые презентовали новинки и переизданные произведения, в киноконцертном зале Дома художников происходило что-то необыкновенное.

В этот вечер на фестивале показывали мультфильмы, отрывки театральных постановок, пели народные песни, танцевали вальс, румбу и играли этническую музыку. Небольшая ремарка — мультфильмы были созданы детьми и подростками с особенностями в развитии, ребятами из неблагополучных семей и детских домов, вальс танцевали, сидя в колясках, а слепые певцы выступали, не имея возможности видеть эмоции публики. 

Организаторы «Вдохновения» называют происходящее социальным искусством. Когда на сцену выходят люди с ограниченными возможностями здоровья и делают что-то такое, что не всегда под силу «нормальному» человеку. Это имеет поразительный эффект и вызывает бурю эмоций, показывает лучшую сторону человеческой души: на что мы бываем способны, несмотря ни на какие преграды и обстоятельства.
В зрительном зале собираются самые благодарные зрители — никто не будет третировать актера за небольшую ошибку или оплошность, никто не станет критиковать исполнителя или танцора. Зрители умышленно обращают внимание только на положительные моменты. И это прекрасно.
Вечер начался с мультфильмов, созданных в петербургской анимационной студии «Да». Это благотворительный проект, который дает возможность детям из сложных семей или детских домов, детям с особенностями в развитии создать собственный мультфильм. Они самостоятельно занимаются разработкой сюжета, вырезают декорации и персонажей, снимают, монтируют — в общем, участвуют в процессе от самого начала и до конца. Картины о семье и счастье быть «нормальными», а также замечательная сатира. Например, про цаплю, которая безуспешно училась падать; про роботов, сделанных из коробок, которые вынуждены по приказу громкоговорителей ходить по улице в шапочках из фольги «ради безопасности и здоровья населения».

Москва 24 1.jpg


Короткий перерыв, ведущая зачитала приветственное послание от министра культуры Владимира Мединского, выразившего радость по случаю проведения такого знакового мероприятия в Москве и в России. Он сообщил о важности происходящего и поддержки власти в этом вопросе.

На сцене кружится в вальсе красивая пара — молодая девушка в сиреневом платье и ее кавалер — директор студии инклюзивного танца «Одухотворение» Леонид Тарасов. Девушка ослепительно улыбается. Когда они танцуют, это выглядит действительно трогательно, мило, красиво и профессионально. После очередного па танцоры кланяются и под овации покидают зал, мужчина на ногах, девушка — на коляске.

Студия «Одухотворение» занимается именно инклюзивным танцем — профессиональные танцоры и актеры занимаются в паре с людьми, имеющими какие-либо ограничения по здоровью. 

Снова смена участников. Теперь к зрителям выходит Кристина Томина, она прилетела в Москву из Новосибирска как победитель гран-при конкурса «Второй шанс» и обладатель мощнейшего, звонкого и чистого голоса. Она спела несколько патриотических песен про Россию и свою малую родину. 

«Миссия культурного продукта — делать людей более человечными, помогать зрителям узнать, что они стоят с такими же людьми, которые ничем не хуже их самих»
Иван Донцов, руководитель оргкомитета фестиваля


В центре внимания оказываются независимые, довольные хиппи — миролюбивые, талантливые, добрые актеры и участники театра-студия «Круг II». Уровень этой компании по-настоящему зашкаливает — в какой-то момент ты забываешь, что происходит вокруг и отдаешься волне музыки и танцев. Со сцены 24-летний музыкальный руководитель театра Иван Афонин небрежно бросает, что два года назад студия получила обычную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». Ребята выступили с музыкальной постановкой «Винегрет». С помощью гитар, джамбеев, кахона, скрипок, этнических инструментов и костюмов четыре актера и пять волонтеров в течение получаса телепортировали весь киноконцертный зал в ЦДХ на просторы Южной Африки в индийскую деревню: к кельтам, к славянам, в испанские города, на побережье южной Америки. 

Москва 24 2.jpg

Фото: Александр Куров

«У нас состав смешан из актеров с особенностями и волонтеров, которые приходят помогать и заниматься музыкой. На музыкальных инструментах мы учимся играть чаще всего по ходу дела. Огромный акцент мы ставим на чувство ритма и пение — это то, чем должен обладать каждый актер. Например, Паша Журавихин, десять лет назад совершенно не мог петь, не попадал в ноты, сейчас он — настоящая звезда нашего театра. Еще у нас есть слабослышащий парень — он несколько лет назад раскрылся и потрясающе начал петь. Он чувствует и улавливает какие-то тонкие моменты, если говорить канонически он не всегда попадает в ноты, но зрителя всегда трогает, потому что поет он фантастически красиво», — рассказал Иван Афонин m24.ru.

Студия существует двадцать лет, за это время команда выработала собственный подход к обучению. По словам Афонина, ребят с особенностями не приходится заставлять — достаточно дать задание и они отдаются на 100 процентов. Творчество — это продолжительный процесс, это дисциплина, это умение слушать и принимать то, что тебе говорят. А не обижаться, не смущаться — это сложная театральная работа.

«Мы видим границы и всегда даем задания, которые заставляют ребят немножко преодолевать себя. Наши актеры готовы к любым заданиям, без вопросов и какого-то стеснения. При этом бывают проекты, когда у нас играют профессиональные актеры из театров, например, выпускники МХАТ и с ними гораздо тяжелее. Им тяжелее себя преодолевать, у них больше клише, они меньше открыты к новому опыту», — заключил он.

Участник студии-театра «Круг II» Павел Журавихин присоединился к команде в 2003 году, в 2007 году он стал профессиональным актером.

«Мне очень нравится «Круг II», здесь много людей, мы с ними прошли и выступали — у меня появилось много новых друзей. В ЦДХ мы выступали в первый раз: здесь здорово, приехали актеры из разных регионов страны. Я многому научился, у нас проходят речевые тренинги, распевка, разминка. Еще занимаюсь с 2007-го года в столярной мастерской у Димы Мурашева», — поделился он с m24.ru.

Москва 24 3.jpg


Последним номером программы фестиваля стал отрывок постановки «Денискины рассказы» от воронежского Театра равных. Действие происходит в самой обыкновенной школе, где два лучших ученика опаздывают на уроки, придумывают идиотские отмазки, выдергивают страницы из дневника и участвуют в топорных инициативах классной руководительницы. Та, в свою очередь, ведет себя в лучших традициях жанра — прикрикивает, отчитывает, взывает к ответственности и называет своих подопечных исключительно по фамилии. Половина актерского состава этого представления — люди с особенностями развития.

Руководитель оргкомитета фестиваля инклюзивного творчества «Вдохновение» Иван Донцов в разговоре с m24.ru рассказал, что происходит в российском мире социального искусства. 

«Фестиваль создан по инициативе Министерства культуры. Они хотели, чтобы появилось какое-то мероприятие с инклюзивным искусством. Мы являемся оператором двух социокультурных программ, которые реализуем в течение этого года по всей стране. Опираясь на то, что происходило в этом направлении последние два года, мы отобрали наиболее достойные коллективы, пригласили их участвовать. Для них мы создали программу, отличительной особенностью которой является то, что в рамках одного мероприятия на одной сцене появляются инклюзивные творческие коллективы в разных направлениях искусства», — пояснил Донцов.

«Выбор организаций, занимающихся инклюзивным искусством на данный момент небольшой. «Вдохновение» опиралось на два важных фактора: качество и региональная представленность.»
Иван Донцов, руководитель оргкомитета фестиваля


В регионах страны сложнее заниматься таким непростым направлением и им вдвойне важно, чтобы их заметили и признали. Фестиваль базировался на хореографии, музыке, театре и мультипликации.

«Мероприятие подобного формата прошло впервые, и на это обратили внимание участники. У театра, например, все уже более менее неплохо — это активно развивающееся сообщество, у танцев также есть свои мероприятия, но ничего не происходит в мультипликации. При этом, на форуме мы узнали, что в России существует огромное количество небольших студий, которые занимаются инклюзивными съемками. Но на поверхности их в разы меньше, а до нас доехала только одна. И с музыкой тоже все странно — такого направления как инклюзивное музыкальное творчество практически нет, в лучшем случае, это региональные конкурсы творческого исполнительства. Целенаправленных студий, которые занимаются с инвалидами практически нет», — развел руками собеседник m24.ru.

По ходу форума-фестиваля организаторы составили резолюцию: набор тезисов, что они ждут от всех руководителей организаций, которые занимаются инклюзивным творчеством. В планах — показать это Министерству культуры. В следующем году «Вдохновение» может стать более глобальным и массовым, к нему привлекут больше внимания, задействуют больше площадок. Организаторы планируют провести системную работу по поиску инклюзивных организаций: показать, что про них знают и помочь им стать видимыми.