Поддержать

Театр «особых» людей. «Кристофер и отец» Интегрированного театра-студии «Круг II»

АЛЕКСАНДРА КРАСКО

Театрал. Июнь 2014

 

Кристофер и отец.jpg

Есть среди нас особенные люди — с особенностями развития, ограниченными возможностями здоровья и со своим сложным миром. Каждый из них уникален, в каждом есть нечто необычное. Они часто видят то, чего не замечают другие, и открыты для общения. Несколько лет назад их собрал для совместного творчества Андрей Афонин — художественный руководитель театра-студии «Круг II».
В 2009-м ребята представили спектакль «Нарцисс и Кристофер» о способах общения мальчика-аутиста с матерью. Премьерный «Кристофер и Отец» тему продолжил, рассказав о сложных взаимоотношениях с отцом, о настоящем мужестве, любви и прощении. Свидетельские тексты актеров студии переплетаются в спектакле с текстами классиков-драматургов, со словами Эдипа, Гамлета, Офелии, строками поэтов и писателей, говорящих об отце и отцовстве, одиночестве и долгожданной встрече.

Начиная свой непростой путь с теплых маминых рук, раскачиваясь на руках актеров, Кристофер отталкивается от мира-рая и начинает свое путешествие длиною в жизнь. Леша Федотов-Кристофер в надвинутой на пол-лица кепке рассказывает нам о страхах своего героя, о его одиночестве, о смешных и серьезных происшествиях из его жизни. Профессиональные актеры и студийцы пересыпают манную крупу с ладони на ладонь, радостно бегают по манным горам, а в их руках играют швабры, жестяные ведра и упругие мячи.

Сценограф Ксения Кочубей сотворила вневременное пространство, которое становится особенным, космическим, как и слова актеров. Здесь каждый позволяет себе быть самим собой, поделиться сомнениями и подбросить любое, пусть нелепое, но не случайное слово, спросить совета или просто пообщаться на своем особенном языке. Звук здесь тоже особенный. Руководит им Елена Осипова, а актеры подхватывают его, двигаясь под звуки флейты и барабана. 

Кристофер очень хочет обрести отца — земного и небесного. Он идет с завязанными глазами по зыбучим пескам, не разбирая дороги. «Меня обманули, оставили», — появляется на экране. Мучается и отец (работа профессионального актера Алексея Жирова), бьется головой о стекло, пытаясь понять, кто же он на самом деле. Кристофер подойдет к отцу, обнимет его, отец сбросит с мальчика кепку, глаза их встретятся: «Куда бы ни пошел, встречу Его». Встреча происходит, вера обретается. Все собираются в один круг. "Когда соберут урожай, будет праздник. И у каждого сердца вырастет апельсиновое дерево«,— говорит Леша. Как важно, чтобы оно проросло и в наших сердцах. 

После показа состоялось его обсуждение с Андреем Афониным. Режиссер рассказывал о создании спектакля, о задачах театра-студии и важности «особого» театра: «Когда мы помогаем человеку понять то, что он делает, и исправить, тогда начинается творчество. Когда появляется возможность показать это людям, тогда для меня начинается искусство. Интегрированный театр важен оживлением, свежей струей, сотворчеством студийцев и профессиональных актеров». Театр «особых» людей требует и особого зрителя, способного это понять и принять. В нашем обществе, где «особых» людей стараются в упор не замечать, он по-прежнему идет против течения.

Кристофер и отец 2.jpg