Газета "Северная Осетия". Октябрь 2019
В канун Дня пожилых людей в Доме престарелых и инвалидов "Забота" прошел мастер-класс педагога, режиссера московского интегрированного театра "Круг II" Яны САВЧЕНКО. За ее хрупкими плечами – многолетний опыт работы с людьми, которых в обществе принято называть "особенными".
Все актеры, с которыми Яна работает в Москве – необычные, с аутизмом, ДЦП и другими особенностями развития. Поэтому, наверное, ей мастерски удалось найти подход к представителям старшего поколения. Артисты инклюзивного театра-студии "Вдохновение", руководителем которого бессменно является актриса Осетинского театра, зампредседателя Союза театральных деятелей республики Фатима Пагиева, с удовольствием выполняли все задания.
Вот что она рассказала:
– В рамках театрального марафона проходят мастер-классы, один из которых проводит Яна Савченко. Мероприятие заинтересовало очень многих, пришли к нам и профессиональные артисты из Театра юного зрителя, и психологи, и студенты СОГПИ, были и желающие "с улицы". Дом престарелых и инвалидов "Забота" стал своеобразной экспериментальной театральной площадкой.
Одно из первых упражнений для разминки – произнесение скороговорок – пришлось всем по душе. "Шел Шишига по шоссе, шел, шуpша штанами. Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка". Шевельнет ушами", – по очереди произносили участники мастер-класса. Затем последовали пластические упражнения для снятия мышечных зажимов, ведь это тоже неотъемлемая часть психофизического тренинга актера. Кстати, неплохо получалось и у тех, кто прикован к инвалидным коляскам.
После мастер-класса Яна Савченко поделилась своими впечатлениями: "Для меня было счастьем приехать сюда в Год театра, потому что я люблю Кавказ, эту энергию. Особенно приятно находиться рядом с теми людьми, которым ты можешь что-то дать и почувствовать отдачу. Верю, что теперь актеры "Вдохновения" будут ставить новые спектакли, а я стану смотреть и радоваться за них. Важно, чтобы человек с особенностями развития чувствовал себя живым, такие люди имеют право быть, важно, чтобы их принимало общество, не делая границ между "я такой" или "я не такой". "Я такой, какой я есть!" – вот наше кредо. И конечно, для нас, педагогов и режиссеров, важно вытянуть из человека то, что он может тебе предложить: к примеру, если он мало двигается, то мы понимаем, что у него может быть хорошая речь или он может воспроизводить ритм. Данного актера мы стараемся поместить в предлагаемые обстоятельства. Конечно же, для таких людей очень важно быть нужными. Мне кажется, что эти искренние эмоции и лица дают нам всем ту любовь, которую не даст тебе обычный человек, и это дорогого стоит... Особенные люди – пожилые, слепые, глухие, может быть, даже заключенные – они имеют право быть и творить. Да, здесь нужен подход к каждому, но когда ты смог его найти, то из мелких бусинок складывается колье. Тогда ты смотришь со стороны и понимаешь: "Не я это сделал, а мы это сделали".