Эссе
Репетиция спектакля интегрированного театра-студии Круг II "Шестое чувство". Фото Леонида Селеменева
Когда речь идёт о воспитании детей, к этому вопросу нужно отнестись с большой ответственностью, чтобы никоим образом не вмешиваться в естественное развитие ребёнка, ограничивая его природные качества. К сожалению, история показывает, что в нашем обществе прочно укоренилась тенденция к деструктивному взаимодействию в семьях. Подавление и подчинение детей взрослыми происходит бессознательно. Из поколения в поколение такой подход к воспитанию считался нормальным. В прошлых веках детей контролировали при помощи давления, страха и чувства вины. Чтобы мотивировать хорошее поведение, детям внушали, что они порочны и могут заслужить хорошее отношение только послушанием. Взрослые прибегали к жёстким наказаниям, которые должны были пробудить в ребёнке страх. Дисциплину усматривали в покорности и безмолвии. Ребёнок должен «слушаться, не возражать, не мешать, не кричать громко» и делать то, что ему приказывают, в противном случае, он будет наказан.
Развитие способностей ребёнка отчасти зависит от той среды, где он будет познавать себя, и общеобразовательная система — не лучшее место для его развития. Пытаясь построить универсальную систему образования для всех детей, общество тешит себя иллюзией о всеобщем равенстве. Конечно, образование может иметь свою направленность, придерживается определённых тенденций и направлений, но навязывание единой обязательной программы обучения для всех — противоречит природе ребенка. В России государственная программа дошкольного и среднего образования представляет собой ограниченную структуру, которая направлена на поддержание так называемых «традиционных» ценностей» и взращивание покорных исполнителей, но никак не на развитие индивидуальных качеств ребёнка. Ребёнок не воспринимается системой как личность: его желание, потенциал и потребность в самовыражении не учитываются, а только подавляются. А такие качества как «послушание, смирение, уважение, покорность, страх перед взрослым», напротив, поощряются.
В наше время воспитание ребёнка — это сотрудничество с ним. Родителям следует осознать свою ответственность за любое вмешательство в природу ребёнка. Следует задуматься: не наносим ли мы им ущерб, заставляя детей делать то, чему они явно сопротивляются? Процесс насильственного обучения очень утомителен и бессмыслен. Каждое живое существо на планете формирует благоприятные условия для своего индивидуального развития. Ребёнок до трёх лет бессознательно игнорирует любые попытки пробудить в нём искусственный интерес. Он может устроить истерику или, наоборот, замкнуться в себе. Это своеобразный «бойкот», реакция на нарушение его естественных границ, раздражение на нежелательную помощь.
Несмотря на это, родителям почему-то трудно понять, что их ребёнок имеет право заниматься тем, чем он желает. Например, ребёнок задаёт нам какой-нибудь вопрос. Мы сразу начинаем придумывать ответ: объясняем, что и к чему. Конечно, мы не думаем при этом, что навязываем ему свой взгляд. Но, как правило, к сожалению, после такого ответа ребёнок теряет интерес к вопросу полностью. Поэтому не навязывайте свою помощь, не вмешивайтесь в волю ребёнка без приглашения. Только таким образом, вы сможете помочь ему сохранить естественную потребность к познанию. В отличие от взрослых, детям не свойственно ограничивать свою волю. Их умы открыты, и они постоянно учатся. Если ребёнок просит взрослого о помощи, то в его просьбе (между строк) вы прочитаете слова: «Помоги мне сделать это — САМОМУ».
Такой же принцип лежит в основе известного во всём мире метода Монтессори, созданного в начале XX века итальянским педагогом Марией Монтессори. Во всех своих работах Монтессори отрицает даже саму возможность принудительного обучения. Она убеждённо пишет: «Пространство, в котором пребывает маленький ребёнок, характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать прямое воздействие на него абсолютно невозможно. Единственное, что вы можете для него сделать — это предоставить полную свободу, тогда он интуитивно начнёт руководствоваться замыслу своей воли».
«Дисциплина в свободе» — вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных методов воспитания. Раньше принято было считать ребёнка дисциплинированным, если он молчал, внимательно слушал и, желательно, не двигался. Но это — личность подавленная, а не дисциплинированная. А Дисциплина — не есть ограничение и неподвижность. Мария Монтессори говорила о дисциплине как об осознанности, о способности владеть собой в любой жизненной ситуации. В школах Монтессори учитель — это пассивный наблюдатель, чья пассивность слагается из напряжённой любознательности и безусловного уважения к Истинному Природному процессу развития.
Наравне с Монтессори Методом, широкую известность получила также Вальдорфская педагогика, основанная Рудольфом Штайнером, которая делает упор на естественное развитие ребёнка. Немного настораживает в методе излишняя изолированность детей от социума и общественной жизни. Изолированность от большого города, естественность, единение с Природой, — всё это слишком, на мой взгляд, уводит от реальности. Педагогика же Монтессори больше рассчитана на современного ребёнка, городского жителя, будущего Исследователя новых форм и технологий.
Момент, когда ребёнок говорит «Я» впервые, — это его первый шаг к осознанности. После этого зарождается его Игра жизни, и начинается непрерывный процесс преобразования. Детство не может существовать без игры. Для ребёнка не существует прошлого или будущего, он находится здесь и сейчас, словно его вчерашнее и сегодняшнее взялись за руки. Ничто не существует вне его расширенных представлений об этом состоянии, и он испытывает боль, когда внедряются в его личную оболочку. Через неё он получает психическую энергию, учится чувствовать и испытывать эмоции, начинает осознавать себя, свои желания и потребности.
Так он исследует себя и свою волю.
Когда дети погружены в деятельность, которая им интересна, они настолько отдают себя процессу, что всё остальное перестаёт существовать. Сердцебиение каждого атома этой «Игры» — это Искренность: ребёнок полностью посвящает себя объекту и становится с ним един. Если взрослый вмешивается и внезапно прерывает занятие, он нарушают эту идиллию. Когда мама зовёт своего ребёнка на ужин, а он не желает прекратить игру или строительство своего замка, значит, в данный момент в его природе происходит важный процесс, поэтому его раздражение или даже гнев с его стороны вполне естественны. Он реагирует на ограничение со всей силой, выражая совсем не детский эмоциональный протест. Это проявление его защитной реакции на вмешательство в личное пространство..
Ребёнок играет из переизбытка Жизненной Силы. Помня об этом, позвольте ребёнку взращивать эту Великую Жизненную Силу внутри себя. Поощряйте детей к открытию их индивидуальной воли. Общайтесь с ребёнком как с равным, не унижайте его достоинства. Советуйтесь с ним по важным вопросам, поощряйте его самостоятельность. Даже если вам что-то не нравится в поведении ребёнка, избегайте прямых запретов и нравоучений, таких как: «Не смей!», «Ты должен!», «Прекрати!», Нельзя!», «Замолчи!»…
В то же время, вы вовсе не обязаны потакать всем капризам вашего чада. Вы имеете право рассердиться, испугаться, заплакать. Оставайтесь самим собой, искренность — это мост взаимопонимания между родителями и детьми. Но всегда помните: вы не можете знать волю ребёнка, и не вам решать, что для него «хорошо», а что — «плохо». Если он делает что-то опасное, то отвлеките его внимание, но не запрещайте словами. Ребёнок ещё неспособен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бережному отношению к вещам, а подчинению и униженности. Подавляя ребёнка, вы рискуете навсегда убить в нём жизненную активность и интерес к познанию. Вы сделаете из него раба, приучив бездумно и привычно подчиняться грубой силе.
Никогда не жди, что ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь.
Помоги ему стать не тобой, а собой.